International Herald Tribune | 25 февраля 2008 г.
Настоящая борьба за власть
Роберт Амстердам
Если общественность в Европе и на Западе в целом хочет понять, что же происходит в России, ей следует отправить наблюдателей не на избирательные участки, а в Басманный районный суд города Москвы, где изо дня в день попираются конституция и законность.
Именно здесь, а не в какой бы то ни было предвыборной гонке, близится к развязке борьба за место будущего президента. Соперничают несколько бывших сотрудников КГБ, так называемых "силовиков" - от русского слова "сила".
Отличительные признаки борьбы между этими враждующими группировками - убийства политических сторонников и волна арестов госчиновников по обвинениям в коррупции (то с одной, то с другой стороны). В результате имеется группа брошенных за решетку заложников от каждого из кланов силовиков. Их используют в борьбе за власть.
Недавний арест мафиозного босса Семена Могилевича воспринимается не как результат обычного уголовного расследования, а скорее как свидетельство, что от его покровителей в Кремле отвернулась удача. Точно так же и обвинения в отмывании денег, по которым был арестован заместитель министра финансов Сергей Сторчак, были, как предполагается, сфабрикованы.
Наблюдатели, которые работают в России, привыкли к политическому манипулированию решениями судов. Они вспоминают, что точно такая же тактика использовалась в деле ЮКОСа для преследования Михаила Ходорковского. И Совет Европы, и Федеральный трибунал Швейцарии признали этот процесс актом агрессии по политическим мотивам.
В последний раз история с ЮКОСом привлекла внимание мировой общественности в связи с тем, что российская прокуратура пыталась заставить заключенного Василия Алексаняна, у которого в результате заражения ВИЧ развились рак и туберкулез, дать ложные показания против Ходорковского, последовательно отказывая больному в медицинской помощи.
Те же самые суды и судьи оказываются очень полезными, когда надо арестовать оппозиционеров, например Гарри Каспарова, или отстранить от участия в предвыборной гонке некоторых кандидатов, например Михаила Касьянова.
Теперь податливая судебная система России подключилась к межклановой вражде.
Намереваясь уравнять шансы обеих группировок, президент Владимир Путин санкционировал создание Следственного комитета, который должен действовать параллельно с Генеральной прокуратурой.
Под руководством лояльного Путину Александра Бастрыкина комитет немедленного начал конфликтовать с генеральным прокурором Юрием Чайкой. Обе организации теперь обмениваются ударами и при помощи взаимных расследований борются за контроль над государственными спецслужбами.
В результате заказанной одним из кланов аудиторской проверки под удар попал и сам новообразованный Следственный комитет.
Война кланов разгорается не первый месяц. В октябре прошлого года директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Черкесов опубликовал в газете "Коммерсант" статью, в которой призвал враждующих силовиков к перемирию. Он писал, что в этой борьбе победителей не будет. По его словам, продолжение столкновений грозит уничтожением системы государственного корпоративизма, которой приписывается спасение России в эпоху Путина.
Один российский обозреватель, Александр Гольц, охарактеризовал силовиков следующим образом: "Пока они отбирали активы у других, они были вместе. Но, когда добычу поделили, стало ясно, что дальше увеличить свои состояния они могут лишь за счет друг друга".
Вопрос о том, соответствуют ли действительности эти обвинения против скрытных кремлевских чиновников (или хотя бы часть этих обвинений), отступает перед тем фактом, что они вообще придаются огласке. Это значит, что неприкасаемых в этой борьбе нет.
Ситуация в России гораздо менее стабильна, чем кто-либо может вообразить. И сами мы поступаем не очень правильно, когда великодушно делаем вид, что в России пройдут, пусть и "неполноценные", но выборы: на самом деле исход зависит лишь от того, какой счет в этой борьбе кланов.
Если Западу имеет смысл на что-нибудь надеяться, так это на то, что следующий российский президент, Дмитрий Медведев, сможет примирить враждующие кремлевские группировки, восстановить независимость правосудия и отвести свою страну от той бездны, на краю которой она сейчас балансирует, рискуя упасть.
Роберт Амстердам - международный адвокат Михаила Ходорковского. Он ведет блог на www.robertamsterdam.com
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях