Tages-Anzeiger | 25 января 2001 г.
Страсбургская дилемма
Барабара Ортель
В апреле прошлого года впервые за 52 года существования Совета Европы депутаты Европарламента воспользовались самыми жесткими санкциями, которые имеются в их распоряжении, лишив Россию права голоса в этой авторитетной международной организации. Причиной принятия этого трудного решения стали многочисленные нарушения прав человека федеральными войсками в Чечне.
Сегодня ситуация в Чечне снова стоит на повестке дня зимней сессии Парламентской ассамблеи в Страсбурге. Однако и сегодня принять решение отменить санкции против России, то есть констатировать улучшение ситуации с правами человека в Чечне, также сложно, как было восемь месяцев назад. В первую очередь речь, безусловно, идет о положении мирного населения Чечни. Однако за этим скрывается еще один сложный вопрос: как долго авторитетная международная организация будет терпеливо сносить пренебрежительное отношение к своим основным принципам.
Вся история России в Совете Европы с самого начала связана с Чечней. Хотя в 1995г. переговоры о вступлении России в Совет Европы были прекращены в связи с ситуацией в Чечне, через год Россия все же получила статус члена этой авторитетной международной организации, несмотря на то, что военные действия на Кавказе продолжались. Главный аргумент сторонников принятия России в Совет Европы сформулировала президент Парламентской ассамблеи Лени Фишер. Эффективно влиять на движение России к демократии и правовому государству можно только, если страна будет членом Совета Европы, заявила тогда Фишер.
Может ли Совет Европы утверждать, что оказал позитивное влияние на развитие ситуации в Чечне, остается и сегодня спорным вопросом. Согласно отчету лорда Джадда, от которого во многом будет зависеть решение Парламентской ассамблеи, с сентября прошлого года в Чечне наблюдаются ?обнадеживающие изменения?. Речь идет о восстановлении институтов государственной власти. В отчете также положительно оценивается частичный вывод российских войск из Чечни и улучшение ситуации с доступом на Северный Кавказ представителей российских неправительственных организаций.
В области прав человека оценка парламентариев выглядит более трезвой. Присутствие в Чечне представителя президента по правам человека Каламанова, безусловно, оказало положительное влияние на ситуацию в республике. Однако при 540 зарегистрированных случаев нарушения прав человека российскими военнослужащими было возбуждено всего 34 уголовных дела, и было вынесено всего 5 обвинительных приговора. Кровавые события в Алхан-Юрте, Старопромысловском районе Грозного и Алды тоже не вызвали особого интереса у российских следственных органов. Насилие и произвол на российских ККП, убийства и похищение заложников остаются обычными явлениями для Чечни. Преступники, как правило, остаются ненайденными.
Если отчет лорда Джадда заставляет засомневаться в улучшении ситуации в Чечне, то последний меморандум Human Rights Watch (HRW) является настоящим лексиконом преступлений. По данным правозащитников, население республики подвергается постоянному террору. Люди ежедневно оказываются жертвами ?чисток?, грабежей, похищений, произвольных арестов, причем пытки арестованных считаются вполне обычным явлением. ?Россия не сдержала обещание, данное Совету Европы, - утверждает директор европейского отдела HRW Холли Картнер. ?Нет никаких оснований поощрять Москву, а отмена санкций Совета Европы стала бы именно такой мерой?, - говорит Картнер. HRW рекомендует Совету Европы не только не отменять санкции Парламентской ассамблеи, но и советует исключить Россию из Совета министров Европарламента. Однако ясно, что, по крайней мере, последнему совету HRW европарламентарии явно не последуют.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях