Die Welt | 25 января 2002 г.
Шоколадный прецедент
Йенс Хартманн
Продажа кондитерской фабрики становится германо-российским событием политической важности
Название "Бабаевский" хорошо знакомо всем российским сладкоежкам. Основанный в 1804 году, "Бабаевский" ? это самая старая кондитерская фабрика в стране. На старинном московском предприятии с удовольствием вспоминают о том, что их предприятие стало в 1889 году официальным поставщиком царского двора. В 2000 году предприятия, входящие в концерн, произвели 108 000 тонн кондитерских изделий.
Всего за 700 млн. рублей (25,9 млн. евро) было продано 51,06% акций AO "Бабаевский", в который наряду с московской фабрикой входят еще пять предприятий и 50 торговых фирм.
"Не продано, а сознательно отдано за бесценок", - считает немецкий адвокат Герд Ленга. Ведь "Бабаевский" ? это не просто кондитерская фабрика. Ленга представляет интересы семи крупных немецких банков, в том числе, Deutsche Bank и Dresdner Bank.
Кондитерский концерн имеет все шансы превратиться в германо-российское событие политической важности. Акции предприятия принадлежат обанкротившемуся российскому OAO "Инкомбанк". Занимавший прежде третье место в банковском рейтинге, бывший совладельцем многочисленных промышленных предприятий, например, оборонного концерна "Сухой", Магнитогорского металлургического комбината и продовольственных концернов, он в результате краха рубля в 1998 году остался должным немецким кредиторам весьма приличную сумму, около 260 млн. долларов.
Банковские кредиты были покрыты кредитами немецкой государственной страховой компании "Гермес". В декабре прошлого года менеджер "Гермеса" Хорст Янус писал главе Центрального банка Виктору Геращенко (Центробанк ? это не только один из самых крупных кредиторов "Инкомбанка", но и орган по надзору за коммерческими банками), что это дело является "индикатором того, может ли российская правовая система сделать прозрачным и безупречным с правовой точки зрения такой важный процесс, как ликвидация крупного банка".
В резком письме разоблачаются "многочисленные юридические нарушения" в процессе конкурсного производства, "манипуляции", а также то обстоятельство, что имущество банка "целенаправленно распределялось среди заинтересованных лиц". И правда, конкурсное производство в "Инкомбанке" может служить показательным примером сомнительной ликвидации, а также серьезных недостатков в российском конкурсном законодательстве. Так, российская контрольно-ревизионная инстанция, проводившая проверку "Инкомбанка", лишь покритиковала его за то, что, несмотря на огромные долги ? сумма его заимствований лишь на Западе составляла 1,4 млрд. долларов ? ему непосредственно перед банкротством удалось вывести активы стоимостью примерно в 1,5 млрд. долларов. При этом никто не потребовал вмешательства прокуратуры.
Продажа "Бабаевского" также выглядит весьма подозрительной. Было предпринято все возможное, чтобы снизить цену. Был отменен аукцион, вместо этого в течение нескольких минут контрольный пакет предприятия достался неизвестной фирме "Амидис" ? ее главный "конкурент" был зарегистрирован с ней по одному адресу. Под вывеской "Амидиса" скрывается менеджмент кондитерского концерна, который тесно связан с московской городской администрацией. Немецкие кредиторы были поставлены перед свершившимся фактом.
За остатки "Инкомбанка" борются, прежде всего, две олигархические группы: городские власти Москвы, которые хотят добавить "Бабаевский" к своей "фирменной империи" предприятий, и Владимир Потанин, который на Западе пытается улучшить как собственную репутацию, так и репутацию своего холдинга "Интеррос" и зарится на принадлежащие "Инкомбанку" промышленные предприятия. Адвокат Ленга убежден в том, что его доверители обратятся в суд. "Прецедент", возможно, также будет обсуждаться с Владимиром Путиным, а также на следующем заседании германо-российской рабочей группы "Стратегия".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях