The New York Times | 25 января 2007 г.
Дело о контрабанде урана вызывает страх
Лоуренс Скотт Шитс и Уильям Броад
В январе прошлого года россиянин с впалыми щеками и тонкими усиками пересек грузинскую границу и по высокогорной дороге направился на машине в Тбилиси. По словам грузинских властей, в двух пластиковых пакетах в карманах своей кожаной куртки он перевозил 100 г урана - обогащенного настолько, что он подошел бы для создания атомной бомбы.
Как сообщили власти, этот россиянин, Олег Хинчагов, ехал на встречу с покупателем, который, как он полагал, заплатит 1 млн долларов и передаст вещество мусульманину из "одной серьезной организации".
Изъятый уран был лишь образцом и весил меньше четырех унций, а сделка была пробной. Контрабандист хвастал, что, если все пойдет хорошо, он продаст гораздо больше урана, который хранится в его квартире во Владикавказе, - 2-3 кг этого редкого вещества (4,5-6 фунтов). По словам экспертов, этого достаточно для создания небольшой бомбы.
Покупатель оказался агентом грузинских служб безопасности. Получив предупреждение о намерениях Хинчагова от агентов в Южной Осетии, грузинские власти арестовали его и конфисковали товар. Суд, проходивший за закрытыми дверями, приговорил контрабандиста к восьми с половиной годам заключения.
Данное происшествие встревожило власти, полагавшие, что новые меры предосторожности привели к исчезновению черного рынка радиоактивных материалов, который возник в 1990-е годы после развала Советского Союза.
До настоящего времени об этом деле было известно лишь в самых общих чертах. Но при рассмотрении этого и аналогичного происшествия в 2003 году становится ясно, что политическая нестабильность и повальная коррупция в регионе продолжают создавать благодатную почву для нелегальной торговли радиоактивными материалами.
С помощью интервью с грузинскими и американскими властями и изучения секретных правительственных документов нам удалось заглянуть в этот мир контрабандистов, которые действуют на плохо охраняемых границах, и агентов, которые пытаются им помешать.
Нелегальная торговля - не только радиоактивными товарами, но чем угодно: от краденых машин и мехов до поддельных стодолларовых банкнот - особенно активно ведется в Грузии, от которой откололись небольшие сепаратистские республики, служащие преступникам убежищами.
Последний случай с контрабандой урана, по словам американского посла в Тбилиси Джона Теффита, "показывает, что контрабанда и слабая охрана границ, вызванные сепаратистскими конфликтами в Грузии" представляют угрозу "не только для Грузии, но и для всего международного сообщества".
Самое страшное в этих двух происшествиях, говорят специалисты по ядерным технологиям, - это само вещество. В достаточных количествах оно позволит террористам выполнить самую сложную задачу при изготовлении ядерного оружия - получить топливо.
Уран, изъятый в 2003 и 2006 годах, содержал почти 90% урана-235 - об этом свидетельствуют анализы российского и американского правительств, данные которых стали известны The New York Times. Хотя количество вещества недостаточно для создания бомбы, однако уровень обогащения подходит для этого идеально.
Оба случая попадают в более широкий ряд: практически все радиоактивные материалы, перехваченные после развала Советского Союза, как считается, имеют российское происхождение, сообщает американское правительство.
В этих двух случаях арестованные показали, что уран они получили благодаря сети российских контактов и посредников из различных стран.
Лабораторный анализ правительством США материалов, перехваченных в 2006 году, - в которых, помимо прочего, обнаружены следы редких изотопов урана: урана-234 и урана-236 - дал "серьезные основания" полагать, что они происходят из России. Об этом сообщил Томас Кочрэн, глава ядерной программы неправительственной группы по наблюдению за ядерным оружием Natural Resources Defense Council.
Однако в секретном меморандуме между российской разведкой ФСБ и грузинским правительством говорится, что подробный анализ не позволяет установить происхождение материала. Тем не менее, российское происхождение не отрицается. Также установлено, что уран произведен более десяти лет назад.
Власти Грузии, которая находится в состоянии холодной войны с Москвой, заявляют, что эти происшествия усилили их беспокойство по поводу границ, безопасности и судьбы отделившихся регионов.
Арчил Павленишвили, главный грузинский следователь по атомным делам, сообщил, что на ранних стадиях расследования в 2003 году Россия оказывала содействие, а в 2006 году она почти не помогала - лишь взяла для анализа образец перехваченного вещества. По его словам, грузины проинформировали российское посольство в Тбилиси о задержании Хинчагова и предложили дипломатам поговорить с ним. Однако, как он сообщил, россияне так и не ответили.
Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили заявил, что данные происшествия показывают серьезную опасность, которую представляет контрабанда радиоактивных веществ, особенно в эпоху терроризма. Наибольшая опасность, по его словам, исходит от людей "в России, в Грузии, в других странах, даже в Америке, которые готовы продать радиоактивные материалы" за миллионы долларов.
Министерство внутренних дел России и разведслужбы на просьбы о комментариях не ответили.
Мурат Джиоев, министр иностранных дел Южной Осетии, одного из сепаратистских регионов Грузии, опроверг, что в его республике имели место какие-либо случаи контрабанды радиоактивных материалов.
"Что касается их заявлений о контрабанде или, более того, смехотворных заявлений, что через Южную Осетию идут радиоактивные материалы - это просто смешно, - заявил он в интервью. - Я надеюсь, что никто из серьезных людей в мире не принимает их всерьез".
В пятницу Международное агентство ООН по атомной энергии в Вене, как ожидается, сделает первое официальное заявление, где будут изложены подробности дела 2006 года.
В советской империи существовала обширная сеть ядерных объектов. После распада Союза, когда управленцы ушли с заводов, а система безопасности развалилась, Запад был встревожен, когда стало известно о множестве случаев контрабанды радиоактивных материалов.
За один только 1994 год в ходе двух операций было изъято больше 5 кг - 11 фунтов - высокообогащенного урана. МАГАТЭ зафиксировало более дюжины случаев незаконной торговли высокообогащенным ураном и десятки случаев изъятия высокорадиоактивных материалов.
С 2000 года, однако, число и качество изымаемых материалов стало ниже, поскольку бывшие советские республики начали принимать новые меры по обеспечению безопасности, во многом благодаря финансированию со стороны США.
Например, Вашингтон предоставил тысячи переносных устройств для обнаружения радиации и планирует, по данным правительственных отчетов, потратить в общей сложности 570 млн долларов на установку небольших и крупных детекторов радиации. Казалось, что угроза отступила.
"Говорили об улучшении ситуации", - рассказывает Уильям Поттер, главный специалист по контрабанде ядерных материалов из Института международных исследований в Монтерее, штат Калифорния. Но материалы, изъятые в Грузии, по его словам, заставляют предположить иное: подобная торговля просто "вышла из поля зрения радаров".
Контрабандист, проходивший по первому делу, армянин Гарик Дадаян, был арестован 26 июня 2003 года в Садахло, грязной деревне на границе Грузии с Арменией и Азербайджаном. Поскольку Армения и Азербайджан находятся в состоянии войны из-за вопроса о территории, эта деревня стала нейтральной зоной, где торгуют чаем и коньяком, незаконно добытой икрой, дешевыми лампочками и контрабандным бензином.
Во время ареста у Дадаяна, который назвал себя просто бизнесменом, была обнаружена коробка из-под чая, в которой находилось 170 г (около 7 унций) высокообогащенного урана. По данным грузинских властей, он заявил, что уран поступил из Новосибирска, города в Сибири, где расположен крупный российский ядерный комплекс, производящий большие количества высокообогащенного урана.
Грузинский следователь Павленишвили сообщил, что российская разведка подтвердила, что перед тем как отправиться в Грузию, Дадаян дважды ездил на поезде из Москвы в Новосибирск.
Контрабандист заявил властям, что собирался продать материал турецкому посреднику по имени Тимур Садик - в конечном итоге, как сказал ему Садик, товар должен был получить некий "мусульманин".
Дадаян был передан правительству Армении, предстал перед судом и был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы. Садик, по словам грузинских властей, сейчас арестован турецкими спецслужбами.
После данного происшествия США потратили миллионы долларов на усиление грузинской ядерной безопасности, особенно на границах.
Спустя два года грузинским властям стало известно, что на продажу вновь предлагается высокообогащенный уран - на этот раз в Южной Осетии, труднопроходимом и живописном месте, по размерам не больше Лонг-Айленда. Границы республики плохо охраняются как с российской, так и с грузинской стороны. Через ее поля и горные дороги беспрепятственно перемещаются люди и контрабанда. Представители Соединенных Штатов сообщают, что в четырех американских городах в обращении были обнаружены поддельные стодолларовые банкноты, след которых ведет в Южную Осетию.
По словам грузинских властей, человека, пытавшегося продать уран, зовут Олег Хинчагов - этот плохо одетый 50-летний торговец прежде специализировался на торговле рыбой и колбасой.
Он неожиданно вступил в контакт с четырьмя грузинами, которые уже находились под наблюдением правительства. Эти четверо отправились в Северную Осетию, близлежащий регион, находящийся в составе России, и переправили уран в Грузию. В этот момент грузинские власти расставили свои сети.
Грузинский агент, хорошо говорящий по-турецки, встретился с посредниками и сообщил им, что представляет мусульманина из "одной влиятельной организации". Хинчагов и часть его подручных приехали в Грузию в конце января 2006 года, а 1 февраля были арестованы в двухкомнатной квартире на девятом этаже в старом советском доме в захолустном районе Тбилиси.
"Мы взяли эти 100 г и с большими предосторожностями поместили в ящик", - рассказал министр внутренних дел Мерабишвили. До сих пор остается неясным, откуда контрабандист получил уран и действительно ли у него были еще запасы.
Грузины обратились за помощью к американским дипломатам. По словам американской стороны, они прислала экспертов из Федерального бюро расследований и министерства энергетики. Мерабишвили сообщил, что американцы поразили их тем, что просто убрали уран "в карманы". В таком виде уран испускает незначительное излучение и почти не представляет опасности для человека.
После проведения анализов в Тихоокеанской северо-западной лаборатории министерства энергетики было установлено, что доля урана-235 в нем составляет 89,451% - этого "достаточно для некоторых исследовательских реакторов, для производства медицинских изотопов и для военных нужд, включая создание ядерного оружия".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях