International Herald Tribune | 25 января 2008 г.
Пока Евросоюз ссорится из-за тарифов, Россия наступает
Джуди Демпси
Даже в условиях, когда Россия предпринимает усилия для увеличения зависимости Европы от поставок российской нефти и природного газа, ЕС ссорится с Турцией из-за тарифов для трубопровода, который может стать альтернативной кремлевскому варианту.
Последние несколько месяцев "Газпром" развивает чрезвычайно активную деятельность на Балканах, где ЕС и Россия соперничают за влияние.
На прошлой неделе, после долгих уговоров Кремля, Болгария согласилась проложить часть газопровода "Южный поток" по своей территории. Этот проект стоимостью в 14,6 млрд долларов предполагает прокладку труб по дну Черного моря и доставку природного газа из России через Болгарию напрямую в Европу.
Затем, на этой неделе, "Газпром" завершил переговоры о приобретении мажоритарного пакета акций в сербской государственной нефтяной компании NIS. Проевропейские белградские политики возражали против этой сделки, но не смогли ей помешать. Сербская сторона оказывается во все большем долгу перед Россией из-за того, что президент Путин поддерживает борьбу Сербии против предоставления независимости краю Косово, которую США и большая часть государств ЕС, по их собственным заявлениям, вскоре собираются признать.
Правительства Болгарии и Сербии утверждают, что сделки с "Газпромом" повысят энергетическую безопасность в Европе. На самом деле Европа впадет в еще большую зависимость от российского газа, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет все опаснее. Российские эксперты по энергетике признают: ввиду недостаточных инвестиций и растущего спроса Россия не сможет снабжать газом свой внутренний и экспортный рынок в необходимом объеме.
Несмотря на эту перспективу, ЕС сидел сложа руки, пока Россия укрепляла свое присутствие на Балканах. Если сделки Москвы с Софией и Белградом что-то и демонстрируют, так это отсутствие последовательной энергетической политики у ЕС; такая политика помогла бы предложить Болгарии и Сербии некую альтернативу договору с "Газпромом". "Когда речь идет об энергоносителях, Путин умеет разделять и властвовать", - сказала Катинка Бариш, эксперт по энергетике из Center for European Reform (Лондон).
Также - что еще важнее - в этом заодно проявилось, как неохотно ЕС до сих пор готов сотрудничать с Турцией даже ради своей энергетической безопасности.
Заключив вышеупомянутые сделки, Россия нанесла удар и Турции, снизив ее значение как крупной страны-транзитера для транспортировки экспорта "Газпрома" в Европу. Однако всего три года тому назад Москва и Анкара торжественно открыли трубопровод "Голубой поток", который также проходит по дну Черного моря и призван доставлять российский газ в Европу через Турцию. Но расходы на "Голубой поток" превысили смету, а работает он не на полную мощность из-за сложной геологической обстановки, затрудняющей прокладку труб по дну.
Некоторые официальные лица Турции заявили, что Россия вознамерилась покарать их страну, так как Анкара, столь зависящая от импортных энергоносителей, начала искать поставщика в Прикаспийском регионе - среди конкурентов России. Тем самым Турция надеется стать ядром газораспределительной сети и хорошо зарабатывать на оплате транзита, когда газ из богатых энергоносителями стран потечет в Европу. Эти устремления связаны исключительно с газопроводом Nabucco - проектом Евросоюза, имеющем целью уменьшение зависимости от России. Российский газ уже составляет более четверти в общем объеме газа, потребляемого Европой; с другой стороны, это 40% газа, который она импортирует.
Турция - крупная страна, находящаяся между Европой и богатым энергоносителями Прикаспийским регионом с Ираном, Азербайджаном и Туркменией. Ввиду своего местоположения она поможет ЕС осуществить его мечты о трубопроводах. Государственная турецкая энергетическая компания Botos - член консорциума Nabucco с 5-миллиардным стартовым капиталом. В консорциум также входят Венгрия, Австрия, Румыния и Болгария. Но вместо сотрудничества Nabucco и Botos погрязли в невероятно запутанных переговорах, которые касаются, во-первых, стремления Европы к новым источникам энергоносителей, а во-вторых, стремления Турции вступить в ЕС.
"Это великий шанс для того, чтобы Европа и Турция объединились, - сказал Бахадит Калеагаси, директор по делам Европы в Tusiad - Ассоциации промышленников и предпринимателей Турции. - Но пока Россия стремится навязать Европе еще большую зависимость от своего газа, ЕС и Турция погрязли в ссорах".
Фатих Бирол, главный экономист Международного энергетического агентства (Париж), говорит, что ЕС и Турция смотрят на вопрос Nabucco с совершенно разных точек зрения: "Сомневаюсь, что ЕС осознает важность Турции для энергетической безопасности Европы. А турецкая сторона смотрит на эти отношения под углом коммерции, - сказал Бирол. - Европейцы упускают из виду тот факт, что Турция понадобится нам как транзитер для доставки каспийского газа".
Турция, погрязшая в сложных переговорах о вступлении в ЕС, заняла жесткую позицию по поводу требований ЕС, касающихся регулятивных мер в энергетике. Брюссель настаивает, чтобы Турция вне зависимости от переговоров о приеме в ЕС подписала Договор об энергетическом сообществе. Это будет означать, что Турция откажется от монополии на собственные трубопроводы, открыв их для конкуренции - и инвестиций - со стороны иностранных компаний.
Но Турция, как и Россия, не желает предоставлять иностранным компаниям доступ к трубопроводам, а потому отказывается подписывать документ. Вместо этого она хочет продавать газ, который транспортируется по ее территории другим потребителям с выгодой для себя. Такова одна из главных проблем, которые стопорят строительство Nabucco.
Европейские компании, желающие заключить с Nabucco долгосрочные контракты, утверждают, что хотят покупать газ напрямую у Ирана или Азербайджана и не позволять Турции брать с них дополнительные деньги по дороге в Европу. "Фактически ЕС хочет, чтобы за использование Nabucco был установлен фиксированный тариф", - пояснила Бариш. Пока этот вопрос не будет решен, международные финансовые институты останутся лишь наблюдателями.
ЕС и руководство Турции одинаково удручены ситуацией с Nabucco. Официальные представители EU утверждают, что Турция пользуется Nabucco как рычагом в переговорах о приеме в Евросоюз. Но, по словам экспертов по энергетике, если бы ЕС проявил на этих переговорах большую гибкость, это способствовало бы долговременной энергетической безопасности в Европе. Европа же не желает замечать важности Турции в этом плане, что является величайшим проявлением недальновидности, полагает Бирол.
В то время как переговоры о Nabucco тянутся и тянутся, лидеры Германии, Франции и Нидерландов все решительнее возражают против приема Турции в ЕС, меж тем как греческий националист, президент Кипра Тассос Пападопулос при каждом удобном случае ставит палки в колеса переговоров на сей счет. В Турции, где премьер-министр Эрдоган по-прежнему верен идее вступления в ЕС и продолжает реформы, намного превосходящие все деяния его предшественников, проевропейские настроения ослабевают. Если тенденция продолжится, эта ситуация может стать одним из величайших упущенных шансов Европы в области энергетической безопасности, а также подорвать доверие к Евросюзу как к проводнику реформ. И тогда "Газпром" будет иметь еще большую свободу рук в этой части Европы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях