The Wall Street Journal | 25 января 2008 г.
Государственный инвестиционный фонд России не будет делать резких движений
Маркус Уокер
Российское правительство надеется, что Запад не станет оказывать политического сопротивления его решению вложить часть своих быстро умножающихся средств за рубежом, покупая небольшие пакеты акций американских и европейских компаний, заявил министр финансов России Алексей Кудрин.
Кудрин объяснил, как именно с начала следующего года его правительство планирует вкладывать избыточный доход от продажи энергоносителей в акции и облигации зарубежных компаний. Власти России заключат ряд договоров с частными управляющими компаниями для управления "фондом национального благосостояния", причем доли акций в каждой из зарубежных компаний не будет превышать 5%, сказал министр в интервью. По его словам, это должно успокоить Германию, США и другие страны, которые опасаются роста влияния российского правительства на крупные компании.
"Опасения имеют право на существование лишь в тех случаях, когда речь идет о прямых инвестициях этих средств и приобретении контрольных пакетов акций", - сказал министр.
Кудрин и другие чиновники из богатых энергоносителями или развивающихся стран находятся в центре внимания деловой и политической элиты, собравшейся в Давосе. Вниманием они обязаны той смеси любопытства и боязни, которую вызывает растущая экономическая мощь этих стран в США и Европе. Между тем многие участники форума из развитых стран оценивают как незначительную вероятность того, что суверенные инвестиционные фонды могут стать рычагами иностранного политического влияния.
"Похоже, мы им не нравимся, но им нужны наши деньги", - сказала министр финансов Норвегии Кристин Хальворсен.
Государственные фонды стран Ближнего Востока и Китая помогли ряду американских банков восстановиться после удара, который банки пережили в результате обрушения низового сегмента ипотечного рынка, однако рост влияния этих фондов заставил правительства некоторых стран, в частности США и Германии, принять ряд дополнительных мер для недопущения корпоративного поглощения местных компаний из-за рубежа.
Для начала Россия намерена выделить в Фонд национального благосостояния 31 млрд долларов из тех 160 млрд, которые были получены от продажи энергоносителей и отложены в резерв. Средства нового фонда начиная с февраля будут инвестироваться за границей, первоначально - только в государственные ценные бумаги.
По словам Кудрина, зарубежные и российские управляющие компании, которые будут избраны для руководства инвестициями, будут обязаны как минимум 60% средств вложить в иностранные государственные ценные бумаги, тогда как в корпоративные акции и облигации они смогут инвестировать от 20 до 40% портфеля. "Портфельные капиталовложения не вызывают никаких опасений", - утверждает Кудрин.
"Инвестор может принимать участие в управлении компанией лишь после прямой покупки 10-15% акций. Мы намерены диверсифицировать наши вложения, и поэтому мы заинтересованы в том, чтобы ограничить свою долю в каждой отдельной компании", - сказал министр.
Хотя Россия планирует опираться при создании нового фонда на норвежскую модель, до норвежской безобидности ей еще далеко. Как объяснила Хальворсен, норвежский фонд не только публикует информацию обо всех своих активах, но также не имеет права осуществлять "неэтичные сделки". "Мы можем отказаться от работы с компанией, если она производит ядерное оружие, кассетные бомбы или противопехотные мины, или если она нарушает права человека или наносит ущерб окружающей среде", - сказала Хальворсен.
Кудрин и официальные лица других богатых энергоресурсами стран отвергли предложение США и стран Европы принять кодекс поведения, выполнение которого сделало бы работу государственных инвестиционных фондов прозрачной. За круглым столом Кудрин заявил, что достаточную прозрачность российским инвестициям обеспечит диверсификация.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях