Tagesspiegel | 25 июля 2005 г.
Буфер между ЕС и Москвой
Томас Розер
Польша проявляет все большую активность в Восточной Европе - вызывая недовольство России
Ни одно другое государство ЕС не выступает за соблюдение прав человека в авторитарной Белоруссии более активно, чем Польша. Меж тем близость к трудному соседу, члену ЕС, дает о себе знать в Белоруссии самым неприятным образом. Недавние репрессии Минска против польского меньшинства и высылка двух дипломатов вновь поставили вопрос о том, как вести себя с Белоруссией, не только перед Варшавой, но и перед Брюсселем.
Похоже, что и у Польши нет действенных рецептов. С одной стороны, беспокойство о соотечественниках, торговля и охрана границы ЕС делают определенное сотрудничество с режимом Лукашенко необходимым. С другой - Варшава поддерживает тесные контакты с белорусской оппозицией и правозащитными организациями. Межнациональные связи - это лишь одна из причин, почему Польша принимает судьбу соседей столь близко к сердцу. Минуло лишь 16 лет после распада Восточного блока. В Польше, как в Праге, Будапеште и в Прибалтике, еще свежи воспоминания о десятилетиях насильственного подчинения Москве. Поэтому Варшава заинтересована в создании окружения из дружественных буферных государств в качестве средства противостояния опасным российским великодержавным тенденциям.
Тем самым расширение уготовило новые перспективы - и новое восточное измерение - и самому Европейскому союзу. Позже успешная посредническая миссия Польши и Литвы во время кризиса на Украине показала, какие новые возможности получил ЕС благодаря своим новым членам. Именно Украина, независимость которой в 1991 году Польша признала первой, рассматривается Варшавой в качестве стратегического партнера.
Однако не только из-за экономических проблем соседней страны Польша долгое время безуспешно выступала на Западе адвокатом Украины, имевшей в то время дурную славу по причине дефицита демократии. Старые партнеры были и остаются заинтересованными в первую очередь в создании на восточной границе ЕС преграды для контрабандистов, наркодилеров и угонщиков автомобилей. Однако в создании нового железного занавеса с обеих сторон польско-украинской границы никто не заинтересован: сегодня у Польши как у члена ЕС значительно больше возможностей заставить к себе прислушаться.
В последнее время роль Польши как звена, связующего с Востоком, все больше ценится и в западноевропейских столицах. Однако, судя по всему, там не слишком разделяют обеспокоенность новичков тем, что Россия может стать причиной раскола ЕС. В Польше и прибалтийских государствах тщательно фиксируют вежливое молчание Ширака или Шредера в связи с российскими искажениями исторических фактов, касающихся бойни в Катыни или освобождения Прибалтики. Германо-российский проект нефтепровода по дну Балтийского моря в обход Прибалтики и Польши воспринимается там как сознательное наказание, так же, как отказ Москвы в приглашении на юбилейные торжества в Калининграде.
Долгожданное вступление в ЕС - для новичков не просто допуск на общий рынок, а нечто большее. Для них это еще и элемент политики безопасности. Личная дружба с Путиным не может заменить новым членам единую внешнюю политику ЕС, о которой так много говорится. Они требуют не только определенной экономической, но и политической солидарности. Берлин и Париж судят очень поверхностно, если воспринимают озабоченность членов ЕС как простую обидчивость. Ведь Евросоюз с расширением на Восток приобрел не только больший вес, но и новые обязательства.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях