Статьи по дате

Corriere della Sera | 25 июля 2006 г.

Мнения о конфликте, подпорченные дезинформацией

Ренато Маннхеймер

Каким образом должны или не должны использоваться данные об общественном мнении? Обычно эксперты правильно считывают результаты опросов. Но зачастую этого нельзя сказать обо всех читателях и комментаторах. И поэтому иногда, особенно в нынешних условиях, я сомневаюсь, стоит ли публиковать результаты исследований. Я попытаюсь объяснить почему, основываясь на последнем опросе. Относительное большинство населения, чуть меньше 40%, - преимущественно те, кто голосовал за левоцентристов, - полагает, что в нынешнем конфликте с Ливаном Израиль "переборщил". В то же время есть значительная квота, 20%, - преимущественно те, кто голосовал за правых центристов и имеет более высокий уровень образования, - напротив, полагают, что у Израиля не было иного выбора. Но этой группе противостоит немалая группа (10%) граждан, имеющих противоположное мнение: они убеждены, что "палестинцы должны отвоевать почти половину всей Палестины".

Я опасаюсь, что такое распределение голосов в этом опросе может быть сразу же использовано некритично, как "доказательство" поддержки народом тех, в том числе и политических лидеров, кто отстаивает то или иное мнение. Аналогичная ситуация возникла по вопросу присутствия итальянских военных в Ираке и Афганистане, против которого выступает намного больше опрошенных: данные исследования были обнародованы без указания на то, что они являются следствием не столько знания ситуации, сколько устойчивого пацифистского настроя.

Многие позиции общественного мнения не связаны с анализом, реальной ситуацией или оценкой всех составляющих: они неизбежно зависят от впечатления, основывающегося на поверхностных знаниях, если вовсе не являются ошибочными, или являются отражением мнения "людей, которым верят респонденты". Речь идет, особенно по вопросам внешней политики, о суждениях, основывающихся на широко распространенной дезинформации. Уже давно отмечалось полное незнание исторических событий, которые привели к возникновению арабо-израильского конфликта. Незнания как населением, так, к сожалению, и многими политическими деятелями. Это доказывают и результаты последнего опроса: на вопрос, почему боевики "Хизбаллах" атакуют Израиль, абсолютное большинство ответили, что это связано с тем, что "Израиль оккупировал их территории". Кроме того, большинство уверено, как и различные политики, что "Палестина - страна, которая уже существовала в 1948 году, когда израильтяне захватили часть ее территории". И, естественно, более 80% убеждены, что "Хизбаллах" и палестинцы являются синонимами одного и того же понятия. Все эти несуразности находят распространение во всех слоях электората, как справа, так и слева. Очень часто мнение базируется на поверхностных впечатлениях, не основывающихся на достоверной информации.

Именно по этой причине не следует использовать мнения, высказываемые в отношении Израиля, для получения поддержки общественностью той или иной позиции. Существование и распространение подобной дезинформации должно вызывать негодование. Оно должно стать стимулом для помощи гражданам в формировании мнения, основывающегося на знании. Фишкин (Джеймс Фишкин, профессор Техасского университета, глава созданного им научного Центра делиберативных, т.е. основанных на размышлении, опросов, главной задачей которого является изучение демократии и общественного мнения. - Прим. ред.) продемонстрировал, как граждане, получая объективную информацию, меняют и доводят до совершенства свои позиции.

Возможно, СМИ должны информировать больше и лучше, предоставляя читателям и слушателям своего рода "изложение предшествующих серий". Это неизбежно должно привести, если основываться на объективных исторических данных, к выводу о том, что Израиль (как подчеркивали левые в Израиле и большая часть левых в мире) не имел в данном случае иного выбора. Ради собственного выживания.

Источник: Corriere della Sera


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru