Le Monde | 25 июля 2007 г.
Пакистан, ислам и бомба
Даниэль Верне
Дружественный Соединенным Штатам режим в Азии оказался в весьма затруднительном положении. Пакистан - пока еще не государство-банкрот из числа тех, что служат источником нестабильности и колыбелью террористов, но власть генерала-президента Мушаррафа уже под вопросом. Только он доказал свою твердость в противостоянии с Красной мечетью в Исламабаде, где сотня исламистов рассталась с жизнью, как Верховный суд нанес ему оскорбление. Суд счел незаконным увольнение президентом главного судьи страны. Тысячи манифестантов на протяжении месяца выступали против отставки Ифтикара Чаудри, вокруг которого сплотилась гражданская оппозиция военному режиму, пришедшему к власти в результате путча 1999 года.
За это время в терактах-самоубийствах погибли около 200 человек. После бойни в Красной мечети исламистские активисты объявили Мушаррафа пособником нечестивых Соединенных Штатов. Многие укрылись в племенных зонах, граничащих с Афганистаном, которые талибы, преследуемые западными войсками с 2001 года, превратили в свою тыловую базу в преддверии "реконкисты". Чтобы обеспечить относительное спокойствие, Мушарраф подписал в сентябре 2006 года мирное соглашение с "пакистанскими талибами". Однако они только что расторгли соглашение и призвали возобновить партизанскую войну с пакистанской армией. Двусмысленность ситуации состоит в том, что американцы приветствовали расторжение соглашения. Для них этот текст был попыткой умиротворения, играющей на руку исключительно мусульманским экстремистам, в том числе "Аль-Каиде" Усамы бен Ладена.
Эти волнения гражданского "прозападного" общества и религиозных сил совпали по времени с политическими неудачами Пакистана. Выборы президента - парламентом и региональными собраниями - должны состояться осенью. Законодательные выборы намечены на январь 2008 года. Чтобы стать кандидатом, Мушарраф должен расстаться с формой начальника генштаба, а идея демократии подразумевает, что в парламент попадают по воле избирателей.
Джордж Буш считает генерала Мушаррафа "личным другом" и "стойким защитником свободы" в "войне с террором". Соединенные Штаты, не жалевшие доллары - несколько миллиардов с 2001 года - на поддержку военного режима, признают, что он не слишком эффективно действовал против пакистанских или афганских талибов, если между ними вообще можно проводить различие. Давние сговоры части армии, секретных служб и религиозных экстремистов-выходцев из коранических школ не забываются в один день. Мушарраф рассчитывал на такое двойственное отношение, чтобы снискать расположение Вашингтона и относительную нейтральность "изучающих религию".
Его расчет был отчасти ошибочен. США продолжат поддерживать его при условии, что он проявит большую жесткость по отношению к террористическим базам на северо-востоке Пакистана. Если пакистанская армия будет не в состоянии действовать в одиночку, она может рассчитывать на поддержку - по крайней мере, с воздуха - американской армии. У Вашингтона нет другого выбора. Пакистан - не какая-нибудь пешка, которой угрожает исламизм, хотя большая часть из 156 млн пакистанцев далеки от того, чтобы разделять фундаменталистские идеи. Это ядерная держава, в распоряжении которой находится от 60 до 100 ядерных боеголовок, состоящая в конфликте с Индией, тоже обладающей ядерным оружием. Это государство-"распространитель", прямой или косвенный экспортер сложных технологий с хрупким режимом, слабой системой командования и коррумпированными структурами в ядерной области. Западу стоит обратить внимание на этот яркий пример дилеммы между демократией и стабильностью.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях