Статьи по дате

Time | 25 июля 2007 г.

Смогут ли богатые спасти российскую природу?

Брайан Уолш

Вот что нужно взять с собой, собираясь в поход на уральское озеро: черный хлеб, колбасу и сыр, помидоры и огурцы, бутылку воды (всегда газированной). А еще убийственной силы средство от комаров и водку (обязательно). Плюс счетчик Гейгера.

Ну хорошо, последний, конечно, встречается далеко не в каждой корзинке для пикника в России. Но Наталья Миронова и Госман Кабиров не обычные отдыхающие, а проточные озера возле промышленного города Челябинска, расположенного в 1400 км к юго-востоку от Москвы, не просто удачное место для рыбалки. На самом деле Миронова и Кабиров - экологи, борющиеся с радиоактивным загрязнением. Недалеко от Челябинска расположен крупный ядерный комплекс "Маяк", где производились материалы для первого советского атомного оружия. В 1940-1950-е годы предприятие сбрасывало ядерные отходы прямо в реки, на берегах которых находятся окрестные деревни. Сотни тысяч людей подверглись воздействую опасно высокого уровня радиации. И хотя сброс отходов с тех пор прекратился, во многих водоемах области уровень радиации остается в лучшем случае слегка повышенным, а местные жители по-прежнему чаще обычного страдают от рака.

Миронова и Кабиров измеряют уровень радиоактивности так же, как, например, орнитологи изучают перелеты птиц. Навещая оставшиеся возле местных городов и деревень опасные точки, они опускают жужжащие счетчики Гейгера в реку, до сих пор хранящую следы заражения. Позднее мы видели, как в эту воду по щиколотку заходили дети. К концу дня вместо возвращения в Челябинск (в Советском Союзе его называли "Танкоградом", поскольку город помогал вооружать Красную армию) мы отправились в знакомый Кабирову лагерь отдыха на берегу большого озера Увильды. Озеро расположено недалеко от места, где теперь хранятся отходы предприятия "Маяк", более или надежно укрытые бетоном. Ведь нельзя же позволить радиации испортить прекрасный июльский вечер?

Так же, похоже, размышляют и многие местные нувориши, которые стали строить дачи вокруг озер. А поскольку развитие инфраструктуры и близко не успевает за скоростью застройки, мусор, который выбрасывают отдыхающие, похоже, представляет не меньшую угрозу местной природе, чем радиоактивные отходы "Маяка". Кабиров показывает мне незаконную свалку за огромными деревьями, окружающими Увильды. Полоса мусора тянется от кромки воды в глубь леса. Ближайшая официальная свалка расположена почти в 40 километрах отсюда. "Богатые строят дачи и используют лес как мусорное ведро, - объясняет Кабиров, показывая на груду пустых бутылок. - Это сегодняшняя Россия".

В пору дикого капитализма в России охрана природы не была в почете, и порой люди вовсе не задумывались о будущем. Проплывая на моторной лодке по озеру Увильды, Кабиров показывает несколько шикарных домов с выходом к воде, выстроенных в стиле русских дворцов XIX века. "Вот этот дом принадлежит заместителю губернатора, - показывает он. - А тот - главе местной Думы (законодательного собрания)". А кому принадлежит вон то незаконченное поместье? "Этого застрелили", - говорит он. Он только не сказал, что подобная судьба была не редкостью на закате коммунизма, когда шла безжалостная борьба за богатства.

И хотя природные ресурсы России слабо защищены от уничтожения бизнесменами, в последнее время природа челябинских озер стала выглядеть лучше. И, что удивительно, новые богачи внесли в это свою лепту.

Александр Крупин, резкий и измученный местный чиновник, ответственный за охрану природы, поспешил обвинить дачников в том, что они губят озера. Однако, рассказывает он, патрулируя окрестности в поисках незаконных свалок, он за последнее время отмечает и положительные изменения. Вместо того чтобы сбрасывать мусор за ближайшими деревьями, теперь жители выступают за создание новой официальной свалки, которая будет расположена ближе, чем в 40 километрах. "Это потому, что они поняли - жить на куче мусора неприятно, - объясняет Крупин. - Они потратили все свои деньги на это озеро и хотят наслаждаться чистой природой".

Маленькая победа в большой войне за сохранение природы, в которой Россия чаще терпит поражения. Однако происходящее вселяет некоторую надежду на то, что богатая российская элита, которая после десятилетия взрывного и порой преступного подъема начинает приходить в себя, поймет, что не нужно устраивать помойку там, где живешь.

Источник: Time


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru