The Boston Globe | 25 июля 2008 г.
Опасности и преимущества нового усиления России
Александрос Питерсен
Соединенные Штаты и Россия сейчас ни по одному вопросу не могут достичь единства взглядов. И вскоре они, возможно, снова начнут играть друг с другом в гляделки: на этой неделе были обнародованы сообщения, что в случае реализации американских планов размещения ракет-перехватчиков в Восточной Европе на Кубе могут оказаться российские бомбардировщики. Обозреватели уже несколько месяцев употребляют термин "новая холодная война", но действительно ли к ней идет дело?
В середине июля госсекретарь Кондолиза Райс посетила Грузию, бывшую республику СССР, чтобы оказать поддержку местному правительству, которое с энтузиазмом занимает прозападную позицию. Грузия подвергается лавине угроз со стороны России, так как стремится вступить в НАТО и приструнить действующих на своей территории сепаратистов, которых финансирует Москва.
Вопреки надеждам, связанным с началом нового президентства, Дмитрий Медведев продолжает традицию своего предшественника, склонного вставлять палки в колеса Соединенным Штатам. Самый свежий пример - вето на ранее оговоренные санкции ООН в отношении Зимбабве. Этот шаг следует рассматривать в контексте того, что накануне июльского саммита "большой восьмерки" Медведев призвал преобразовать мировую экономическую архитектуру, отказавшись от доминирующей роли США - этого слабеющего гегемона. По его словам, мировая финансовая система не может зависеть от одной-единственной валюты и одной-единственной страны.
Так говорит новая Россия - феникс, восставший из пепла 1990-х, когда былая советская империя погрязла в хаосе разбойничьего капитализма и опозорена некомпетентным (а зачастую пьяным) президентом Борисом Ельциным. Россия, возрожденная за последние восемь лет бывшим оперативником КГБ Владимиром Путиным, опирается на колоссальные запасы энергоносителей на своей территории и на экспорт оружия.
Вновь обретший уверенность в себе и все более напористый, Кремль в последнее время стремится обуздать западное влияние в сопредельных странах Евразии. В то же самое время он шире проецирует собственное влияние - например, предъявляет претензии на Северный полюс и начинает полеты стратегических бомбардировщиков в стиле холодной войны до Гуама и Шотландии.
После того как президент Буш, заглянув в душу Путина, нашел ее безобидной, он предпочитает в основном игнорировать провокации со стороны Москвы либо пытается без особого шума им противодействовать. Джон Маккейн, однако, заявил, что будет добиваться исключения России из G8. Барак Обама, со своей стороны, не раз намекал, что займет более жесткую позицию в отношении соблюдения в России прав человека и проблем, связанных с ее внешнеполитическим курсом. Так или иначе, усиливающиеся трения в американо-российских отношениях - по таким вопросам, как продажа Москвой систем ПВО Ирану или ужесточение контроля Кремля над поставками энергоносителей в Европу, - потребуют со стороны новой администрации нового подхода.
Тем не менее, мы, возможно, находимся на грани кардинальных перемен. Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО, обычно только и делает, что клянет альянс за попытки взять Россию в кольцо. Однако в начале июля Рогозин небрежно упомянул, что в сентябре Медведев предложит рамочную систему совместной безопасности "от Ванкувера до Владивостока".
В подробности Рогозин не вдавался, но, по-видимому, Москва попытается заключить с Западом крупную сделку: трансконтинентальное сотрудничество в области безопасности взамен на признание российской сферы влияния в бывшей советской Евразии.
Это может означать, что Соединенным Штатам придется позволить, чтобы Россия господствовала над демократической Грузией, реформируемой Украиной и странами Прикаспийского региона, богатого энергоносителями. И НАТО, и ЕС придется приостановить свою экспансию заодно с распространением мира, процветания и компетентного государственного управления. Если Россия стремится именно к этому, то подобный смелый пакт нам мало что даст.
Однако, если американские и европейские переговорщики сумеют договориться с Москвой о соглашении, отвечающем интересам обеих сторон, результаты будут впечатляющими. Новой американской администрации станет жить намного легче, если Россия будет на ее стороне по Ирану и Северной Корее, в решении проблем международного терроризма, климатических изменений и энергетической безопасности. Но, как бы то ни было, американская сторона наверняка будет слишком поглощена другими вопросами, чтобы участвовать в новой холодной войне.
Александрос Питерсен - советник по политическим вопросам из Institute for Strategic Studies (Брюссель), научный сотрудник-адъюнкт Russia and Eurasia Program при Center for Strategic and International Studies (Вашингтон)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях