The Economist | 25 июля 2008 г.
За вашу и нашу свободу
Редакция
Порабощенные народы и страны внутри России
Является ли Корнуолл "порабощенной страной"? Как было отмечено в Europe.view на прошлой неделе, влиятельные россияне добиваются, чтобы Америка переработала резолюцию Конгресса о проведении Недели порабощенных народов (третьей недели июля), дабы стало ясно, что этот документ направлен против коммунистического режима, а не против России. Есть другой, еще более запутанный вопрос, - не мнение других стран, где когда-то существовала советская власть, а внутреннее строение самой России, в состав которой входят регионы, которые, по мнению некоторых, тоже могут считаться порабощенными.
Границы стран расширяются и съеживаются иногда по доброму согласию, но также и в результате завоеваний. Народы - в широком смысле понимаемые как группы людей, объединенные общим языком или культурой - могут обнаружить, что больше не являются хозяевами у себя на родине. Одни народы впадают в отчаяние. Другие начинают строить заговоры.
Практические соображения тут - далеко не главный фактор. В Корнуолле, утратившем свою независимость примерно в 875 году, дерзкая горстка активистов воскрешает местный язык и надеется завоевать себе больше прав. Но по сравнению с Шотландией, где сепаратистские настроения сильны, дело этих активистов кажется безнадежным. То же самое можно сказать и о стремлении к отделению, например, Вермонта или Гавайев. Если говорить о России, то - по крайней мере, на данный момент - те, кто воскрешает, скажем, сибирский язык (сибирский язык - искусственный литературный язык, создаваемый на базе севернорусских диалектов. - Прим. ред.) или отдает дань памяти Сибирской республике, которая недолгое время пользовалась независимостью в 1918 году, больше похожи на корнуоллских, чем на шотландских националистов. Но долго ли будет сохраняться такая ситуация?
С 1991 года государство, именующее себя Российской Федерацией, является уменьшенной и "декоммунизированной" версией Советского Союза - на словах заявляет о своей многонациональности, но не предоставляет реальной культурной или политической свободы другим народам, кроме русского: когда Татарстан захотел перевести свой национальный язык на латинский алфавит, лучше соответствующий его орфографии, Кремль настоял на том, что в Российской Федерации, вопреки практическим соображениям, официально может использоваться только кириллица.
С 1989 года мусульманское население России выросло на 40%, до примерно 25 млн человек. К 2015 году, по некоторым оценкам, мусульмане составят большинство в армии, а к 2020 году - пятую часть населения, а в некоторых регионах их преобладающее большинство.
Много ли этих мусульман будут ориентироваться на толерантный "евроислам", основанный в столице Татарстана Казани в начале прошлого века, или на коренные суфийские течения, и какая доля обратит взоры за границу, к более радикальным формам ислама?
Национальное и религиозное недовольство усугубляется укреплением чувства региональной принадлежности. Колоссальные возможности для взяточничества, созданные благодаря путинизму, усилили рознь между крупными городами (особенно Москвой) и остальной страной.
Обострение обид не означает, что Россия распадется, повторив судьбу Советского Союза. На данный момент ни одна часть Российской Федерации даже отдаленно не похожа на жизнеспособное независимое государство. Даже самый ярый приверженец Недели порабощенных народов не будет уверять, что упомянутый в соответствующей резолюции "Идель-Урал" (современный Татарстан, Башкирия и их финно-угорские соседи, после 1917 года ненадолго обретшие независимость) имеет хоть малейшие шансы на отделение в стиле Балтии.
Однако если что и может развалить структуру, сложившуюся после 1991 года, то это шовинизм и грубые методы этнических русских. Как отмечает Пол Гобль в своих бюллетенях "Окно в Евразию" (издании, которое обязательно следует читать всем, кто интересуется национальной политикой в постсоветский период), Олимпиада в Сочи способствовала возрождению национальной идентичности среди черкесов. Для этого рассеянного народа, который рассыпался по Малой Азии и Леванту в результате жестокости царских властей, граничившей с геноцидом, крайне оскорбительна мысль о планировании Олимпиады на месте величайшей трагедии в его истории. Некоторые черкесы вопрошают: а как бы среагировали евреи на проведение крупных международных спортивных состязаний в Равенсбрюке или Дахау?
Российский этнонационализм в сочетании с неверным государственным управлением, возможно, разочарует россиян из различных социальных слоев в рудиментарных имперских чертах российской государственности. Если разговоры о "порабощенных народах" уязвляют чувства России, то лучшим ответом будет гениальный лозунг вольнодумцев империи при царизме: "За вашу и нашу свободу".
Также по теме:
Какие народы ныне входят в число порабощенных? (The Economist)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях