The New Yorker | 25 июля 2012 г.
Религиозная война Путина против Pussy Riot
Маша Липман
Суд над участницами Pussy Riot - не просто абсурдно-несправедливый и жестокий поступок, полагает обозреватель The New Yorker Маша Липман, "это знак, что российское государство все сильнее обрушивается на граждан, которые, по его мнению, чересчур осовременились".
Путин часто говорит, что его режим стремится к модернизации. "Но его курс все больше сползает к чему-то вопиюще антисовременному, обскурантистскому, даже средневековому", - говорится в статье. Дело Pussy Riot - красноречивый пример политических гонений и свидетельство, что Путин все более опирается на РПЦ как оплот самых консервативных сил.
Формально девушек судят за хулиганство, но тут более уместно определение "неуважение к высшим властям", продолжает Липман. "Панк-молебен" был пронизан откровенным неуважением к Путину и к патриарху РПЦ. "Светский лидер и клерикальные иерархи связаны взаимной верностью. Все они руководят централизованными, иерархическими властными структурами, и все они нетерпимо относятся к тем, кто бросает вызов их власти", - пишет автор.
По словам известного журналиста Николая Сванидзе, режим пытается двигаться в сторону религиозного фундаментализма, и Россия становится немного Ираном. "Но, по-видимому, Путина волнуют не благочестие и вера как таковые. Правительство использует традиционалистские и антизападные позиции РПЦ для атаки на либеральных противников режима", - говорится в статье.
Показательно, что в обвинительном заключении якобы светской власти используются формулировки из лексикона священнослужителей, пишет автор. По версии обвинения, пострадавших по делу - около дюжины. "Большинство - охранники, дежурившие в храме в те несколько секунд, на которые пришелся "акт богохульства", - говорится в статье. Адвокаты потерпевших утверждают в интервью, что за Pussy Riot скрывается глобальный, всеобъемлющий заговор, и проводят параллели с взрывом "башен-близнецов" 11 сентября в Америке. По их словам, доказано, что тот теракт "был совершен не правительством США или ЦРУ, а силами, стоящими над ними". Адвокаты пояснили: организаторы обеих акций - "сатанинская группа" и "мировое правительство" - "связаны на высшем уровне - Сатаной".
Дело Pussy Riot раскололо российское общество, совсем как дело Дрейфуса - Францию на рубеже XIX-XX веков. Подсудимых защищают и атеисты, и верующие, даже некоторые священники взывают к милосердию.
Но либеральных священников немного, подчеркивает автор. Высшие иерархи церкви - видные члены политической элиты, церковь и государство тесно связаны взаимовыгодными отношениями. В прошлом году был принят закон о передаче религиозным организациям крупных объектов недвижимости, Путин пообещал государственные дотации для религиозных школ. "Взамен высшие иерархи неуклонно поддерживают руководство государства и его курс", - пишет автор.
Цель Путина - укрепить свою популярность среди консервативного большинства и нейтрализовать современно мыслящих россиян. "Средство - поляризация общества через агрессию и ксенофобию. В эту ловушку и попались Pussy Riot", - заключает Маша Липман.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях