Статьи по дате

Panorama | 25 июня 2003 г.

Al Jazeera - колосс на глиняных ногах

Корреспондент

Имея аудиторию в 35 млн телезрителей, катарский телеканал, по идее, должен чувствовать себя прекрасно. Однако если посмотреть на его финансовое положение, то выходит наружу ряд политических проблем, которые затрудняют его развитие.

Катарский спутниковый канал в последние годы снискал себе славу CNN Ближнего Востока. Благодаря серии репортажей и сенсаций (прежде всего, это многочисленные записи, присланные Усамой бен Ладеном) ему удалось преодолеть конкуренцию западных информационных гигантов, о канале узнали во всем мире, и он даже стал любимым у 35 млн телезрителей в арабском мире.

Такая обширная аудитория должна бы приносить поступления от рекламы, а те, в свою очередь, способствовать дальнейшему росту канала. Однако канал, который начал свою работу в 1996 году на основе предоставления правительством Катара 150 млн долларов и планировал достичь финансовой независимости до 2001 года (в том числе благодаря выпуску акций), не смог осуществить задуманную стратегию из-за того, что некоторые правительства стран Персидского залива призвали не давать рекламу на Al Jazeera.

Рекламные агенты утверждают, что в Саудовской Аравии, которая составляет примерно 60% рекламного рынка стран Персидского Залива, действует запрет, хотя и неофициальный, однако от этого не менее жесткий, на рекламу на канале Al Jazeera из-за его политической ангажированности. То же самое происходит в Кувейте и Бахрейне. Все это отпугивает мультинациональные корпорации, которые, по словам представителя бейрутского отделения компании MindShare, иначе готовы были бы из кожи вон лезть, чтобы заполучить широкую аудиторию катарского телеканала.

На Al Jazeera проходили рекламные акции некоторых компаний, таких как Unilever, занимающейся производством разнообразных потребительских товаров, и BMW - производителя автомобилей. Однако большинство фирм не в восторге от идеи, что их товары будут рекламироваться в перерывах между жесткой телехроникой канала.

Чтобы покрыть расходы, Al Jazeera необходимо свыше 30 млн долларов в год, однако средства в объеме 150 млн, предоставленные Катаром, кончились. Тем не менее правительство продолжает финансировать канал, поскольку проект является частью его либеральной политики. Канал часто упрекают за то, что он никогда не критикует страну, которая его поддерживает, утверждает Мухаммед эль-Навави, автор книги о телеканале Al Jazeera. Других критиков взволновала замена генерального директора канала, произошедшая в прошлом месяце, после того как британская газета Sunday Times опубликовала сообщение, что иракские агенты якобы внедрились на телеканал. Al Jazeera заявила, что обвинения в шпионаже не имеют под собой никаких оснований и никак не связаны с заменой генерального директора.

Хотя Al Jazeera не разглашает ни сумму, ни происхождение своих доходов, она все-таки признает, что ведет хороший бизнес на продаже видеоматериалов другим новостным каналам, заключив соглашения с CBS, СNN, Fox News и многими европейскими каналами. Стандартное лицензионное соглашение, заключенное с Fox News, приносит каналу ежемесячно 10 тыс. долларов, и эта сумма во время войны была еще больше. И все же такие доходы зависят от интереса иностранцев к Ближнему Востоку. Что касается видеоматериалов, Al Jazeera приходится конкурировать с другими каналами, среди которых Abu Dhabi Television.

Благодаря поддержке Катара руководство канала продолжает строить амбициозные планы, возлагая надежды на открытие в 2004 году (вначале планировалось в этом году) вещания на английском языке, а затем создание еще двух каналов, посвященных спорту и документальным фильмам. В Америке телеканал уже смотрят 150 тыс. семей, прежде всего арабских. Запуская канал на английском языке, Al Jazeera надеется на доходы от рекламы американских и европейских компаний. В следующем году в городе Доха будет открыт Учебный центр СМИ совместно с ВВС и Фондом Томсона, благотворительной организацией, которая проводит обучение телевизионному делу.

Привлечет ли Al Jazeera интерес какого-нибудь международного медиагиганта? Скорее всего, нет, разве что правительства арабских стран изменят свое отношение к рекламе на канале. Джеймс Мердок, сын Руперта Мердока и президент Star, спутникового канала, входящего в News Corp и вещающего на Ближнем Востоке, утверждает, что этот регион из-за большого количества молодежи представляет собой значительный потенциальный рынок рекламы, особенно если арабы будут так же успешно создавать развлекательные программы, как они это делают с выпусками новостей.

Что касается самого канала, то пресс-секретарь утверждает, что канал готов рассмотреть любые предложения, которые гарантировали бы независимость редакционной политики. Однако неизвестно, сможет ли Мердок и другие обеспечить эту независимость.

Источник: Panorama


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru