The Washington Post | 25 июня 2003 г.
Военные изучают деятельность журналистки
Ховард Курц
Военные изучают деятельность репортера, прикомандированного к армейскому подразделению
По словам американских военных, репортер New York Times Джудит Миллер играла необычную роль в армейском подразделении, задачей которого были поиски иракского оружия массового уничтожения, превратившиеся, как выразился один из военных, в "безобразную операцию".
Многие офицеры сообщили, что Миллер играла роль посредника между подразделением, к которому была прикомандирована, и лидером Иракского национального конгресса Ахмедом Чалаби. Однажды она сопровождала офицеров в штаб-квартиру Чалаби, где содержался под арестом зять Саддама Хусейна. Она присутствовала и на одном из первых допросов зятя.
Допросы иракцев не входили в задачи подразделения, таким образом, оно, по словам одного из военных, стало "командой Джудит Миллер".
В апреле Миллер написала письмо с возражениями против решения командующего вывести подразделение, мобильную группу "Альфа", в резерв. Она заявила, что это будет "пустой тратой" времени и пообещала написать об этом неблагоприятную статью в Times. После того как Миллер обсудила проблему с высокопоставленным генералом, приказ был отменен.
Заместитель ответственного секретаря Times Эндрю Розенталь назвал то, что она влияла на деятельность подразделения, "идиотским предположением".
"Она никуда не водила группу. Это беспочвенные обвинения, ? заявил он. ? Она не командует "Альфой", она гражданское лицо. Джудит Миллер ? журналист, а не военнослужащая. Она писала о подразделении, как это делали сотни репортеров из New York Times, Washington Post, других изданий. Она ходила с ними туда, куда шли они, в той мере, в какой ей позволяли".
С определенной точки зрения, Миллер, лауреат Пулитцеровской премии, эксперт по оружию массового уничтожения и соавтор ставшей бестселлером книги о биотерроризме, вела себя как агрессивный журналист. Она разыскивала источники, использовала свои давние связи с Чалаби, чтобы найти материал для будущих статей и по ходу дела помогла взять в плен двух высокопоставленных иракцев.
"Мы считаем, что она хорошо работала там, ? заявил Розенталь. ? Мы думаем, что она написала несколько очень важных статей".
Миллер отказалась дать интервью для этой статьи, заявив, что со стороны The Washington Post было нечестно публиковать ее майское электронное послание. Она добавила лишь, что "мои прошлые и будущие статьи говорят сами за себя".
Речь идет об электронном послании от 1 мая ее коллеге из Times Джону Бернсу. Миллер писала: "Я пишу о Чалаби около 10 лет и сделала о нем большинство статей, опубликованных в нашей газете. Он дал нам много эксклюзивных материалов об оружии массового уничтожения".
Роль Миллер в подразделении "Альфа" считают неоднозначной и в министерстве обороны, и в Times. Редакция поручила одному из репортеров проверить, вели ли себя подобным образом другие прикомандированные журналисты.
Задачей группы "Альфа" было обследование объектов, где могло находиться иракское оружие. Военные, критически относящиеся к достигнутым результатам, говорят, что бойцы подразделения не знакомы с искусством разведки, не были обучены получать информацию от пленных и перебежчиков. Специалисты в этой области считают, что самыми важными являются первые часы, поэтому представители армии и Пентагона недовольны тем, что зятя Хусейна Джамала Султана Тикрити допрашивали офицеры "Альфы".
Говоря о роли Миллер, один из офицеров штаба 75-й бригады, в которую входит "Альфа", заявил: "Ее влияние на задачу подразделения невозможно преувеличить, и оно было не лучшим".
Чалаби в коротком интервью сказал, что не согласовывал с Миллер передачу пленного и ее присутствие в этот момент было "чистым совпадением. Она просто оказалась там".
Высокопоставленный помощник Чалаби, Зааб Сетна заявил, что не знал, приедет ли Миллер в тот день, "поскольку они с Чалаби старые друзья, и она хотела познакомить его с подразделением, с которым работала". Но он добавил, что идея передачи Султана "Альфе" возникла в ходе разговора с Миллер.
На вопрос, почему Чалаби просто не позвонил офицеру Пентагона, официально отвечающему за связь с ним, Сетна ответил, что они хотели знать наверняка, что Султана транспортируют быстро и безопасно, но он "очень удивился", когда "Альфа" согласилась забрать пленника.
В репортаже о передаче Султана и его помощника Хамида Абдулы Миллер написала, что их "допросил представитель американской разведки, а затем они были переданы Ричарду Гонсалесу, возглавляющему мобильную группу Пентагона, которая занимается поисками оружия в Ираке".
В другой раз Миллер написала о своей беседе с Насиром Хиндави, бывшим высокопоставленным функционером, отвечавшим за разработку биологического оружия. Интервью было взято, когда Хиндави "был под арестом и находился под защитой иракского оппозиционного лидера Ахмада Чалаби", писала Миллер.
В начале мая Миллер писала об участии "Альфы" в поисках древнееврейского текста, в ходе которых были найдены иракские разведывательные документы и карты, относящиеся к Израилю. По словам Сетны, и в этом случае информация была получена группой Миллер от Чалаби.
Как и другие прикомандированные репортеры, Миллер согласилась предоставлять возможность просматривать ее статьи и по крайней мере однажды написала, что информация была удалена по соображениям безопасности.
По словам Розенталя, вернувшись из Ирака, Миллер с одним из своих коллег написала репортаж, где высказывались сомнения в том, что два найденных в Ираке грузовика являлись мобильными лабораториями по производству биологического оружия. Он назвал ее репортаж "очень взвешенным".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях