Corriere della Sera | 25 июня 2007 г.
"С Путиным политику в России можно сравнить с договорной партией в шахматы"
Фабрицио Драгосей
Всю свою жизнь Гарри Каспаров бросал вызов сильнейшим. Великий шахматист осмеливался демонстрировать нонконформистские взгляды, когда в Советском Союзе это делать не рекомендовалось. Сегодня, когда вся Россия, кажется, очарована Владимиром Путиным, Каспаров решился ввязаться в еще одну "невыполнимую" миссию, против всемогущего Кремля и его хозяина.
Каспаров согласился письменно ответить на вопросы Corriere о своей политической деятельности и о темах, которые будут в центре внимания предстоящей в Милане встречи.
- Вы решили вступить в борьбу против Путина, чтобы противодействовать абсолютной власти президента? Вы думаете, что эта власть наносит вред стране?
- Естественно, абсолютная власть не совместима с демократией и правами человека. Но меня также беспокоят некоторые специфические особенности режима Путина: масштабная коррупция, превращение страны в нефтяное государство и разрушение интеллектуальных традиций с устранением независимых СМИ.
- Как нанести поражение абсолютной власти?
- В первую очередь, путем ее обличения. Сегодня автократы намного более изощренные, чем во времена СССР. Путин притворяется демократом, и многие на Западе принимают участие в этой игре, преследуя свои интересы, как это делают Берлускони, Ширак или Шредер. Абсолютную власть также можно использовать против нее самой. Внутри структуры власти имеются различные группировки, преследующие противоположные цели. С приближением выборов 2008 года напряженность между этими силами увеличится.
- Чем отличается политический вызов от шахматной партии?
- Отсутствием правил. В шахматах оба игрока обладают всей необходимой информацией, действуют установленные правила, известные игрокам. В том, что мы называем политикой в России, правила устанавливает Кремль, манипулирует их применением и может их поменять в любой момент.
- Полезно быть шахматистом, чтобы вступать в политическую борьбу?
- Шахматы учат необходимости долгосрочного планирования и использования того, что мы называем удобным случаем. Даже когда ситуация кажется опасной, необходимо отыскать способ, позволяющий противнику совершить ошибку, ухудшить его позицию. Оппозиция в России зажата в тиски, и поэтому мы устраиваем ловушки своим противникам и надеемся, что они туда попадут.
- В вашей коалиции представлены все, включая националистов и большевиков. Как вы себя чувствуете рядом с ними?
- Цель "Другой России" - объединить многочисленные группы ради общей цели. Это неидеологическое партнерство против Путина и за свободные выборы. Мы на время отложили в сторону наши идеологические убеждения. Мы вместе из-за общего интереса. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что, если мы не будем бороться за демократию, мы навсегда окажемся за бортом.
- Вы верите в то, что можете победить?
- Конечно, можем. Мы будем удовлетворены уже тем, что наши публичные действия вынудят Кремль провести честные выборы.
- Вы сумеете сделать это без СМИ?
- Поэтому мы выходим на улицы, чтобы Кремль не мог отрицать наше существование.
- В шахматах есть термин - абсолютный чемпион. Какова ваша идея максимум?
- Поиски истины и высшего идеала, хотя его невозможно достичь. В политике также идет поиск высших идеалов.
- Говорят, что существование в мире многих "абсолютов" приводит к дисгармонии и нетерпимости. Что вы думаете по этому поводу?
- Опасно применять абсолютные концепции в сферах, основывающихся на идеологии или на религии. Но правда и то, что нельзя говорить об обществе, не разделяя некоторых фундаментальных ценностей. Мы не можем отступать назад по этим пунктам во имя ложной и временной гармонии. Следует решить, приемлемы самоубийственные теракты или не приемлемы. Или утверждать, что человеческая жизнь, демократия имеют ценность или не имеют. Мы должны установить стандарты. В противном случае общество разобьется вдребезги.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях