The Washington Post | 25 июня 2007 г.
Избегаете генетически модифицированных продуктов? Покупайте еду в Москве
Джеймс Килнер
В Москве на следующей неделе по всему городу вводится ярлык для обозначения генетически не модифицированных продуктов питания. Экологи восторгаются новшеством, называя его прорывом, а иностранные производители жалуются на его сложность и дороговизну.
Небольшая группа индивидуальных производителей продуктов питания в мире уже используют маркировку на своей продукции, указывающую, что она не содержит генетически модифицированных (ГМ) ингредиентов - однако это первая масштабная политическая попытка вести такую систему повсеместно, сообщает Greenpeace, выражая надежду, что остальные воспримут этот опыт как прецедент.
"Такая маркировка важна для потребителей, чтобы они знали, какие из компаний тщательно контролируют содержание этих ингредиентов в своей продукции", - говорит специалист по генно-модифицированным продуктам из российского Greenpeace Наталья Олефиренко.
После официальной - добровольной - проверки производители получат право в течение года ставить на свою продукцию в Москве ярлык, свидетельствующий об отсутствии ГМ-ингредиентов.
Евросоюз уже настаивает, что продукты, содержащие свыше 0,9% ГМ-ингредиентов, должны снабжаться соответствующим указанием на упаковке, но активисты борьбы за чистоту окружающей среды утверждают, что этого недостаточно.
"Для всего мира очень важно посмотреть на Москву" - говорит Олефиренко.
По оценкам Greenpeace, около 80% продуктов российского производства не содержат в себе генно-модифицированных ингредиентов, что соответствует положению в других развивающихся странах, в отличие от ЕС и более богатых стран, где таких продуктов 20%. Однако Greenpeace считает, что часть стран ЕС могла бы последовать примеру Москвы, если ее опыт будет успешным, хотя такая маркировка товаров должна оставаться добровольной.
Иностранные производители пищевых продуктов говорят, что это только одна из проблем, связанных с маркировкой.
Супермаркеты, жаждущие оказать услугу московскому правительству, намекнули, что будут закупать только товары с ярлыками, свидетельствующими об отсутствии ГМ-ингредиентов. А сигналы, поступающие со стороны властей, указывают, что такая маркировка будет фактически принудительной, говорят представители лобби производителей.
"К тому же это дополнительные расходы, - говорит Алексей Поповичев, глава компании Rusbrand, представляющей на российском рынке западных производителей Nestle и Kraft. - Это требует проведения специальных анализов, специальных упаковок, и эти расходы будут переложены на потребителя".
Мелкие отечественные производители, вероятно, еще сильнее ощутят бремя расходов на дополнительную маркировку, так как они не смогут распределить их за счет экономики продаж, говорит он.
Западные компании также настаивают, что информация о наличии ГМ-ингредиентов на упаковке может ввести потребителя в заблуждение, вынудив покупать товары более низкого качества, поскольку утверждение, что они не содержат генно-модифицированных ингредиентов, может быть ошибочно воспринято как эквивалентное тому, что все ингредиенты высокого качества.
Аргентинские яблоки
Greenpeace предостерегает, что в системе ГМ-маркировки в Москве содержатся просчеты, указывая, что система анализов, избранная Москвой, не апробирована, хотя, как они говорят, более 2 млн долларов уже потрачены на оборудование для лабораторий, принадлежащих московскому бизнесмену.
Этот проект, инициатива 70-летнего мэра Москвы Юрия Лужкова, начнется в городе, экологические проблемы которого необычайно тяжелы: дороги Москвы задыхаются от обилия транспорта, жители выбрасывают мусор, не заботясь о переработке сырья, а центральное отопление производит тепло на пределе возможностей даже в самую мягкую зиму.
Россия отстает в сфере многомиллионной индустрии органических продуктов питания - в Москве всего один самостоятельно сформировавшийся супермаркет органического питания - Grunwald.
Он притаился на нижнем этаже 18-этажного жилого дома в зеленом пригороде в 30 минутах езды на метро от центра Москвы.
Иностранцы и богатые россияне, которые живут в близлежащих домах и на дачах, огороженных заборами, формируют клиентуру этого магазина, говорит менеджер по маркетингу Марина Голдинберг.
Все продукты магазина - а все они иностранные - сертифицированы как не содержащие ГМ-ингредиентов.
В рабочий день, в дневное время полки магазина осматривали несколько женщин средних лет в дизайнерских очках и в нарядах из последних коллекций Лондона и Парижа.
Они приценивались к органическим яблокам из Аргентины по 12,50 долларов за килограмм и дикому лососю из Швеции по 80 долларов за килограмм.
"С появлением нового закона мы будем закупать продукты у местных производителей, цены снизятся, и здесь будет отовариваться больше людей", - говорит Голдинберг.
Дмитрий Янин, глава Российской международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) говорит, что, по результатам исследований, для большинства россиян отсутствие ГМ-ингредиентов не является приоритетом при выборе продуктов питания.
По его словам, прошлогодний мониторинг показал: 60% потребителей в России сказали, что определяющим фактором при покупке продуктов питания для них является цена, и только 5% указали в качестве важного фактора ингредиенты.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях