Статьи по дате

Bunte | 25 июня 2009 г.

Высокое напряжение - опасно для жизни

Борис Райтшустер

От электротравмы, полученной в ванне, и использования чая как оружия - до захвата "в заложники": поскольку тарифы только растут, многие россияне не платят за свет или даже крадут электроэнергию - с последствиями, опасными для жизни

"Экспроприация экспроприаторов" - один из основных принципов марксизма, которые в советские времена знали наизусть даже школьники. И бережно хранили в душе до конца своей жизни. Как, наверное, и тот несчастный с дальнего-предальнего российского востока, с острова Сахалин, что в Японском море, который когда-то являлся исправительной колонией. Есть все основания подозревать, что именно за веру в старый марксистский лозунг упомянутому неудачнику пришлось заплатить жизнью.

Советский Союз, несмотря на все уверения большевиков, никогда не был раем с молочными реками и кисельными берегами - зато это было государство, где хотя бы газ и свет текли в квартиры трудящихся чуть ли не бесплатно. Этот коммунизм, воплощенный в газовые плиты, батареи парового отопления и электрические розетки, внезапно закончился вместе с крушением СССР, которое поставило на место социализма феодальный капитализм. Например, киловатт-час стоит в Москве 5 и 7 евроцентов. Немцам, которым он обходится в среднем в 20 евроцентов, об этом можно только мечтать - но для большинства россиян с их совсем иным опытом и, прежде всего, иными доходами - это обираловка чистой воды. Тем более, что рост тарифов за последние годы - в 50-70 раз с 1997 года - опережает даже, казалось бы, беспримерный рост рейтинга народной любви к Владимиру Путину.

Однако в отличие от "лидера нации" многие россияне не воспринимают цены на энергоносители как богоданные. Электричество получается из энергии воды, из газа и нефти, которых в матушке-России более чем достаточно, и поэтому - таково широко распространенное мнение - оно является всеобщим достоянием. Отсюда и произрастает то, что одна сторона называет "восстановлением справедливости" или "экспроприацией экспроприаторов", а другая - воровством. Одна сторона в этом конфликте - это нищие потребители, подвергаемые, как считают они сами, эксплуатации со стороны новых капиталистов и лишенные социальной защиты; другая - крупные поставщики электроэнергии, такие же лишенцы, как уверяют они. У них-де отсутствуют современные электросети, и поэтому без постоянного роста цен не обойтись. Официально сверхприбыли идут на модернизацию, а неофициально - клеветнически утверждает противная сторона - на повышение и без того нехилого уровня жизни топ-менеджеров.

Конфликт обостряется. Общероссийской статистики по кражам электроэнергии не существует, и, наверное, это хорошо - по крайней мере, для нервной системы. Потому как данные, поступающие из провинций, оптимизма не внушают - ведь даже любой произвольный и приблизительный подсчет оборачивается в итоге неутешительной картиной. В одном лишь дальневосточном Приамурье в 2007 году было зарегистрировано более 2000 случаев воровства электроэнергии; в общей сложности мимо счетчиков прошло 3,8 млн киловатт-часов. Каково же положение в стране в целом?

В отсутствие статистики на помощь приходят логические построения. С одной стороны, украсть электроэнергию сложнее, чем пакетик с орешками в супермаркете. С другой - изобретательности "электрических" воров можно позавидовать. Один из наиболее излюбленных методов - обход домашнего счетчика. Большую креативность проявил один мой знакомый, который подсоединил свои основные бытовые приборы непосредственно к лифтовому кабелю -так что счетчик продолжал себе крутиться, пусть и со скоростью улитки. Досадно лишь, что ничего не подозревающая соседка по квартире начала хвастаться в доме малыми счетами за электроэнергию. И именно в тот момент, когда на его ноу-хау обнаружился такой высокий спрос, что на службу его стали звать новые русские, которые под шумок захотели подсоединить свои замки-крепости к общественной сети соседних деревень, одна из соседок по дому накляузничала на него в местной электрической компании. Он еще мог уничтожить следы и избежать наказания, но его коммерческая звезда уже была на закате, и свет ему отрубили.

Старая женщина и чашка чая

Еще меньше повезло Сергею Х. из Воронежа. Когда ему за долги отключили электроэнергию, он, не долго думая, подсоединил провод к электрическому кабелю, ведущему к его дому, и с тех пор готовил себе еду, грелся и смотрел телевизор бесплатно - по крайней мере 130 дней, как установила местная электрическая компания, заметив несанкционированное подключение. Сейчас Сергей Х. не только должен заплатить 15787 рублей, это примерно 360 евро, - суд наказал его также шестью месяцами общественно-полезных работ. И он еще легко отделался - максимальное наказание по этой статье предусматривает два года лишения свободы.

Наверное, на художества доморощенного электрика фемида потому закрыла один глаз, что особого ущерба никто не понес. Но такое бывает не всегда. На фоне "электрической обираловки", как в народе называют тарифы на электроэнергию, к насилию иногда прибегают даже обычно безобидные пенсионеры. Когда в Иркутской области инспектор предупредила пенсионерку, что если та не погасит долги, то ей отключат свет, та схватила чашку с чаем и вылила его на голову несчастной контролерше. Слава богу, старая женщина предпочитала горячему чаю теплый.

Когда в Ново-Ленино - снова за долги - женщина-электрик пришла отключать одной семье свет, ее, можно сказать, захватили "в заложники". Хозяева отобрали у нее сумку вместе с кошельком - и в качестве выкупа потребовали снова подключить их к электросети. Но дама оказалась непреклонной, и вместо света в квартире появился наряд милиции. В другом случае должник выбил из-под ног у электрика стул, когда тот пытался добраться до рубильника, расположенного под самым потолком.

Воровство - дело менее благодарное, чем оплата...

То, что у многих воров электроэнергии полностью отсутствует осознание неправомерности собственного деяния, зависит, по мнению электрических компаний, не столько от их ценовой политики, сколько оттого, что ток невозможно увидеть. Мысль, что воровство - дело менее благодарное, чем оплата, приходит к горе-потребителям только при появлении наряда милиции, говорят в электрических компаниях. Противная сторона, как всегда, снова упрекает своих оппонентов в корыстолюбии и отсутствии совести - бывало, если деньги не поступали вовремя, те отлучали от сети даже центр управления полетов и командные пункты противовоздушной обороны.

Однако, кто бы ни был виновен в давней электрической вражде, иногда последствия воровства электроэнергии оказываются смертельными. Например, в украинском Мариуполе погиб слесарь, коснувшись обычной решетки в подвале жилого дома. Она примыкала к водопроводной трубе, находившейся под напряжением: многие любители халявного электричества используют трубы для заземления своих нередко авантюрных конструкций, построенных в обход счетчика. В случае загадочной смерти пожилой женщины из Томска, которая скончалась в мае в результате электротравмы и многочисленных ожогов, полученных в собственной ванне в квартире обычного многоэтажного дома, мысль следователей движется в том же направлении.

Но и это еще не все. С тех пор как во многих домах старые металлические водопроводные трубы заменили на пластиковые, некоторые расхитители электричества решают воспользоваться газовыми трубами, по-прежнему металлическими. "Они не думают, что газ может взорваться, и рискуют человеческими жизнями", - возмущается один компетентный чиновник.

Понимал ли упомянутый вначале неудачник с Сахалина, какие рискованные последствия могут повлечь его действия, мы, наверное, так никогда и не узнаем. Он пытался подключиться к сети среднего напряжения, в 10 киловатт, закинув кабель на провода. Мужчина умер на месте. А его дом сгорел. О мотивах его поступка российские СМИ молчат. Ответ на вопрос, почему несчастный из села Тимовское рисковал жизнью, чтобы не остаться без электричества, можно найти в информации государственного информагентства РИА "Новости", которое прошло за четыре дня до известия об этой смерти. В нем говорилось, что местная сахалинская электрическая компания отключила от энергоснабжения 20 мелких муниципальных компаний, подающих в дома тепло и горячую воду, поскольку они оплачивают счета с опозданием. Одна из пострадавших фирм располагалась в Тимовском.

Борис Райтшустер - руководитель Московского бюро журнала FOCUS

Источник: Bunte


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru