The Wall Street Journal | 25 марта 2002 г.
Взрослей, "Газпром"
Редакция
Складывается ощущение, что две ошибки в сумме могут дать положительный результат. Первая ошибка - и это самая большая ошибка президента Буша - американские тарифы на сталь, которые в частности наносят удар по российским экспортерам. Большего говорить не нужно.
Вторая ошибка многим кажется ответным ударом России - это ее запрет на импорт птицы. Вопрос не шуточный. Птицу в Россию экспортируют 38 американских штатов. Это самая крупная статья американского экспорта в Россию, объемом в 600 млн. долларов.
Положительное последствие заключается в том, что Россия в поисках помощи набирает номер телефона ВТО. Вчера российское правительство расчистило для России дорогу для достижения компромиссов, необходимых для вступления в ВТО. После прошлогоднего присоединения к ВТО Китая, Россия пока остается последним крупным государством, не вступившим в эту организацию. Это - большое достижение, если учесть, что в последнее время против членства в ВТО выступают самые различные силы.
Надо отдать должное президенту Владимиру Путину за то, что он поддержал российскую заявку на вступление в ВТО. Он заявил, что присоединение позволит привлекать больше иностранных инвестиций, поможет диверсифицировать зависящую от сырья экономику. Кроме того, Россия хотела бы воспользоваться возможностями, которые предлагают методы урегулирования конфликтов. Максим Медведков, отвечающий за переговоры с ВТО, заметил, что если бы Россия была членом этой организации, США могли бы защищать свой экспорт птицы в структурах ВТО. "Американцы стали заложниками нашего отсутствия в ВТО", - сказал он. Россия, разумеется, тоже оказалась в заложниках, поскольку в настоящее время она не может обратиться в ВТО с жалобой на металлургические тарифы.
Для многих российских магнатов правила ВТО станут неприятным похмельем. Именно поэтому российские богачи все активнее поднимают голоса против. Членство в ВТО заставит сократить субсидии и импортные тарифы, еще шире откроет двери для иностранных товаров. Больше всех опасаются за свою судьбу неэффективное российское сельское хозяйство и автомобильная промышленность.
Вчерашним хорошим новостям - законопроект о выполнении правил ВТО - сопутствуют два важных предупреждения. Во-первых, Россия сведет на нет смысл и всякую выгоду членства в ВТО, если будет искать новые способы защиты своей промышленности. Возможно, это лишь подачка тем, кто проиграет в результате вступления в ВТО, но тем не менее мы задумались, когда услышали слова премьер-министра Михаила Касьянова о необходимости защищать некоторых российских производителей, чтобы они смогли "развить конкурентоспособность" (он привел примеры сельского хозяйства и гражданской авиации). Конкурентоспособными компании делает конкуренция; протекционизм делает их ленивыми.
Во-вторых, стране не удастся получить выгоду от вступление в ВТО, если она не проведет структурных реформ, которые помогут развитию хороших российских предприятий и приведут к исчезновению плохих. Китай понял, насколько это тяжело. Членство в ВТО вне всяких сомнений повысило уровень конкуренции и еще окажет положительное влияние на Китай, однако этот эффект ослаблен отсутствием структурных реформ.
Если вы хотите понять, насколько серьезно правительство относится к структурным реформам, следите за тем, как будет приподниматься завеса над газовым гигантом "Газпром", 38% которого принадлежат государству. С точки зрения многих инвесторов, эта компания воплощает в себе одновременно все хорошее и неприятное, что есть в российских корпорациях. В результате падения экспортных прибылей, резкой нехватки инвестиций и давления, возникшего в связи с невыплачиваемыми налогами, "Газпром" отчаянно нуждается в средствах. В среду компания сообщила, что берет кредит в 300 млн. долларов в греческих и немецких банках. Это уже третья подобная сделка за последние две недели.
Компания, владеющая такими активами, имеет возможность брать деньги в долг (особенно в банках, которые хотят заниматься инвестиционной банковской деятельностью), но акционерная структура, выделяющая российских акционеров (и благоприятствующая им), обвинения в разграблении активов и недостаточный уровень прозрачности делают "Газпром" рискованной ставкой для покупателей акций.
Главная проблема бизнес-модели "Газпрома" состоит в том, что компания защищает свои валютные прибыли, заключая сделки с местными и федеральными властями о дешевых внутренних поставках газа. Более чем 75% объемов производства компании вкачивается в российскую экономику, и прибыли от этой деятельности не покрывают производственных издержек и инвестиций. Экспортный бизнес "Газпрома" управляется достаточно хорошо, но внутренний бизнес - это в основном политика. Он обеспечивает руководителей "Газпрома" огромным политическим влиянием. Он очень сильно искажает российский газовый рынок, что вредит и другим секторам.
Появились определенные положительные признаки. "Газпром" собирается отказаться от своей политики разделения акционеров на российских и нероссийских. Цены на энергоносители постепенно растут, что неприятно для многих граждан страны, которые не получили особой пользы от вялых экономических реформ.
"Газпром" - масштабный пример общей негативной черты, свойственной всей российской экономике - политизации бизнес-процесса. Экономика всей страны нуждается в большей прозрачности и меньшей политизированности. Низкий уровень корпоративного управления и процедур урегулирования конфликтов (то есть политизированные суды) продлевают жизнь системе инсайдеров, которая позволяет обогащаться немногочисленным магнатам за счет простых россиян. Членство в ВТО может вдохнуть новый дух конкуренции в некоторые защищенные российские сектора, но лишь внутренние реформы способны гарантировать, что российские компании смогут справиться с вызовами, возникающими из-за новых условий.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях