Статьи по дате

Le Monde | 25 марта 2003 г.

Вызовы, с которыми сталкивается Джордж Буш

Патрик Жарро

Первые массированные бомбардировки Багдада начались в пятницу 21 марта в 13 часов по вашингтонскому времени.

В 14:30 журналисты спросили у официального представителя Белого дома, смотрел ли Джордж Буш телевизор. "Я не думаю, что президенту нужно смотреть телевизор, чтобы знать, что происходит", ? ответил Ари Флейшер.

Вопрос был не в этом. Его смысл был таков: видел ли президент результаты применения бомб и ракет, обрушенных по его приказу на Багдад? Или он занимался чем-то другим, когда город сотрясался под их ударами?

Флейшеру пришлось пояснить, что Буш сознавал последствия своих решений и что он думал о безвинных жертвах войны в Ираке ? так же, как и о "3000 безвинных людей в Соединенных Штатах, расставшихся с жизнью 11 сентября 2001 года".

Когда Буш решил нанести удар по Усаме бен Ладену в Афганистане и раздавить режим талибов ? союзников "Аль-Каиды", ? ему не приходилось давать объяснения. Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне говорили за него. Никто всерьез не сомневался в том, что за этими суицидальными терактами стояли саудовский миллиардер и его террористическая сеть. Тогда Джордж Буш ответил на вызов. Он вел войну, момент для которой, по его собственным словам, "выбирал не он".

С Ираком все иначе. Оправдывают ли американцы эту войну или осуждают, они знают, что это ? его война. Когда Буш утверждает, что она была навязана Соединенным Штатам, он смешивает две разные вещи. Война в Афганистане была ответом на 11 сентября. Война в Ираке есть следствие этого события, вытекающее из решения, о котором многие сожалеют ? не только в европейских и других странах мира, но и в самих США.

Буш, его министры и его сторонники представляют "решение проблемы" Саддама Хусейна как вторую фазу все той же "войны против терроризма", но это утверждение до последнего времени оспаривалось, в том числе некоторыми республиканцами.

Патриотическое сплочение вокруг знамени и за шеренгами солдат, посылаемых в огонь, вполне реально, но опросы показывают, что оно имеет свои пределы. Буш-отец, начиная военную операцию в 1991 году, имел поддержку 90% населения. Сына поддерживает 70% сограждан: это много, но все же за ними - треть враждебно настроенной общественности.

Никогда еще американский президент не втягивался в конфликт, имея внутри страны столь мощную оппозицию, на фоне непрекращающихся демонстраций протеста. Конечно, иногда это всего лишь мелкие группы, но их активность говорит о многом. В субботу 22 марта антивоенная оппозиция вывела на улицы тысячи человек в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Атланте и других городах. В противоположном лагере ? лагере большинства ? менее склоны выходить на демонстрации. На митингах выражается скорее солидарность с солдатами, чем поддержка правительству.

После начала боевых действий представитель Белого дома неоднократно пояснял, что президент не будет заниматься деталями наступления. Приняв стратегические решения, Буш считает, что остальное ? дело военных.

Опровержением этого утверждения служит та широкая реклама, сделанная самим Белым домом совещанию 19 марта, на котором президент принял решение нанести первые удары по Саддаму Хусейну и его окружению.

В пятницу, отвечая журналистам по случаю своей встречи с лидерами конгресса, сам Буш подчеркнул, что информация о ходе войны поступает у нему из Пентагона.

Несколько позже Дональд Рамсфельд, открывая ежедневный брифинг, выступил с пространным политическим заявлением о целях войны, тогда как президент готовился отбыть на уик-энд в резиденцию в Кэмп-Дэвиде.

Джордж Буш не хочет повторять ошибку, сделанную двенадцать лет назад его отцом. Буш-старший дал американцам повод думать, что он о них забыл и что, увлеченный конфликтом с Саддамом Хусейном и делами международной коалиции, которую ему удалось собрать вокруг себя, он проглядел спад экономики и сокращение числа рабочих мест.

В результате на следующий год президентом был избран почти никому не известный тогда губернатор штата Арканзас. Его звали Билл Клинтон, он говорил о безработице и о бездомных, будучи уверен, что внешняя политика никого не интересует. Буш-сын не забыл унизительное поражение, которое потерпел тогда его отец, "уволенный" американцами ? как это произошло в 1981 году во Франции с Валери Жискар д'Эстеном.

В четверг 20 марта, после первых неудачных ударов по Саддаму Хусейну и его штаб-квартире, на встрече с членами правительства Буш-младший подчеркнул перед телекамерами, что война является лишь частью его повседневных забот. "Мы говорили о необходимости убедиться в том, что нами приняты все меры, обеспечивающие жизнеспособность и рост экономики", ? заявил он, упомянув, в частности, о медицинских страховках для пожилых людей и о проблемах образования.

После 11 сентября 2002 года Буш-младший завоевал авторитет как президент. Конечно, страна нуждалась в сплочении вокруг него. Но и сам Буш сумел принять нужные решения и найти нужные слова, чтобы оправдать это сплочение. Одно из этих решений касалось Ирака.

Когда Дональд Рамсфельд и его помощник Пол Вулфовиц (который был одним из советников республиканского кандидата во время избирательной кампании) предложили нанести удар по Ираку, президент ответил отказом. Согласившись с госсекретарем Колином Пауэллом и директором ЦРУ Джорджем Тенетом, а прежде всего ? с вице-президентом Ричардом Чейни, он решил, что американцы хотят нанести ответный удар по "Аль-Каиде" и что коалиции, в которой США нуждаются для борьбы с терроризмом, не получится, если они нападут на Ирак.

Это решение позволило ему получить поддержку сограждан и помощь 90 стран, чтобы изгнать бен Ладена из Афганистана, положить конец режиму талибов и начать облаву на террористические организации по всему миру.

Президент, который теперь решил покончить с Саддамом Хусейном и поставить Ирак под американский контроль, ? в политическом смысле уже другой человек. Это не лидер нации, на которую напали: это глава страны, ведущей наступление. Он впервые осуществляет то, что было названо "доктриной Буша", а она фактически является доктриной нанесения превентивных ударов.

США не были атакованы Ираком и не являются объектом реальной угрозы, которая требовала бы принятия упреждающих мер. Как сказал сам Буш, речь идет о "формирующейся угрозе" ("a gathering threat") ? угрозе, способной возникнуть в случае альянса между исламистским терроризмом и багдадским режимом, так как последний подозревается в обладании химическим и бактериологическим оружием, которое он мог бы предоставить "Аль-Каиде".

Единства мнений на сей счет нет ни в остальном мире, ни в самих США. Результаты опроса общественного мнения, опубликованные в субботу газетой The New York Times, указывают на существующий среди американцев раскол по партийному признаку.

Президента поддерживают почти все избиратели-республиканцы (93%), но лишь половина демократов. В 1991 году, когда Кувейт был захвачен Ираком, Буша-отца поддерживало столько же республиканцев, но на его стороне были 81% демократов. Война в Ираке в какой-то мере укрепляет позиции Буша как лидера партии. Политика "смены режима" проводится США в отношении Ирака с 1998 года. В тот год, когда Саддам Хусейн чинил помехи инспекциям ООН и собирался выслать из страны международных экспертов, конгресс принял резолюцию, в которой говорилось о невозможности решить иракскую проблему до тех пор, пока диктатор будет оставаться у власти.

Во время президентской предвыборной кампании кандидат от демократов Ал Гор, как и Буш, обещал проводить эту политику. Никто из них, однако, не говорил тогда, что он пошлет в регион 250 тысяч американских солдат, чтобы избавиться от Саддама Хусейна.

События 11 сентября 2001 года дали Бушу повод и внутриполитические рычаги, чтобы перейти к действию. Поддержка со стороны демократов, занимавших влиятельные посты при Билле Клинтоне, дает основания думать, что, если бы Гор победил на выборах и оказался на месте Буша, сегодня ему также пришлось бы делать выбор.

Повторил бы он тогда слова, сказанные им в сентябре, что отдавать приоритет Ираку значило бы ослаблять войну против терроризма?

Этого мы никогда не узнаем, но Буш решил, что его избиратели не простят ему, если в 2004 году, когда он вновь престанет перед ними на выборах, Саддам Хусейн все еще будет оставаться у власти в Багдаде. Война в Афганистане велась в обстановке национального единства. Напротив, по поводу войны в Ираке идет острая полемика между некоторыми демократическими лидерами и Белым домом.

Лидер демократической фракции в сенате Томас Дэшл заявил, что страна оказалась "принуждена к войне" дипломатическим провалом Буша. За это он подвергся обвинению в "политизации" вопроса, относящегося к сфере национальной безопасности. Однако это не помешало Дэшлу отправиться в пятницу в Белый дом вместе с другими представителями демократов, которых президент пригласил, чтобы информировать их о ходе военных операций. Поскольку демократы разобщены, Буш пытается этим воспользоваться.

Будучи вовлечен одновременно в военную и предвыборную кампании, президент ведет войну в Ираке как политическое дело. Проявления единодушия, рукопожатия между представителями соперничающих партий могут смениться более жесткими жестами.

На пресс-конференции 6 марта вопросы тщательно "просеивались", и некоторые непослушные журналисты, в частности Хелен Томас, не получили слова. Органы печати, ведущие радио и телевидения уже несколько недель находятся в состоянии мобилизации.

Война в Ираке ? нелегкая политическая баталия для Буша, который заботится о том, чтобы одновременно продвигать в конгрессе свою консервативную программу. Идет ли речь о запрещении некоторых методов аборта, о назначении судей, о бурении нефтяных скважин на Аляске или о новом сокращении налогов, предусмотренном его проектом бюджета, ? по всем этим пунктам исполнительная власть оказывает на конгресс сильное давление, хотя и с неодинаковым успехом.

Буш предупредил американцев, что война может оказаться "более долгой и трудной, чем предсказывают некоторые". Он пытается встать над Пентагоном и не сводить свою роль к функциями главнокомандующего, но он знает: его сограждане не простят ему гуманитарной катастрофы или крупного регионального кризиса.

Сегодня он меньше чем когда-либо имеет право на ошибку.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru