The Daily Beast | 25 марта 2013 г.
Как Борис Березовский возвысил Владимира Путина, а Путин низложил Березовского
Оуэн Мэттьюз
"О России трудно писать романы: реальность упорно приберегает все лучшие сюжеты и лучших персонажей для себя", - так начинается статья журналиста (и прозаика) Оуэна Мэттьюза в The Daily Beast. Ни один писатель не смог бы выдумать Бориса Абрамовича Березовского - математика, который стал миллиардером, "серым кардиналом" Кремля, а позднее - "главным героем сюжетов об отравлении полонием, которые счел бы надуманными сам Иэн Флеминг", по выражению автора.
Мэттьюз вспоминает свои встречи с Березовским, с которым познакомился в 1998 году. "В ельцинской России власть была семейным бизнесом, а Березовский был consigliere в ближнем кругу родственников и союзников Ельцина, прозванном Семья", - говорится в статье. Автор называет Березовского верховным воротилой в иерархии власти. "С министрами и генералами, а также о них Березовский говорил покровительственно, словно знаменитый тренер, которого пригласили хоть чему-то научить игроков из туповатой команды третьего дивизиона".
Спустя несколько недель Мэттьюз видел Березовского в московском ночном клубе: "Его богатство и могущество, казалось, искривляли мир вокруг него". Березовский присоединился к компании толстых богачей: "они тянулись к нему, как железные опилки - к магниту, для него же это была деловая встреча в 2 часа ночи".
Безусловно, Березовский был богат, но власть всегда интересовала его больше, чем деньги, продолжает автор. Делать деньги - "просто талант, узкий талант, не требующий большого ума", - заметил он в интервью. "Он был прежде всего помешан на политике и жить без нее не мог", - считает Мэттьюз.
Березовский - вдвойне "архитектор" постсоветской России, считает автор. "Его первое изобретение - сатанинская формула ельцинской эпохи: богатые присваивали государственные активы пачками, а затем вновь и вновь превращали свои деньги в могущество", - пишет Мэттьюз. На его взгляд, Березовский - единственный из "семи первых олигархов", действительно имевший огромное политическое влияние.
"Пусть Ельцин дал России свободу, но именно Березовский выставил Россию на продажу", - замечает журналист. Олигархи скупили "все российские институции, включая прессу, парламент и полицию".
Второе наследие Березовского - Владимир Путин. Березовский активно участвовал в подборе преемника для Ельцина и счел, что Путин, когда-то верный помощник либерала Собчака, - надежная фигура. Однако Березовский ошибся: Путин посадил одного олигарха в тюрьму, еще два, в том числе сам Березовский, "бежали, испугавшись за свою жизнь", по выражению автора.
"Кремль демонизировал Березовского как противоположность всему, что олицетворяет Путин", - говорится в статье. Но на деле "Березовский был доктором Франкенштейном, чье чудовище - маленький офицер КГБ с бесстрастным лицом".
В изгнании Березовский чувствовал себя неуютно. "В симметричной каре, которая его постигла, было что-то дантовское: великого инсайдера выпроводили за дверь", - пишет автор. В последние годы жизни Березовский, по его собственным меркам, обеднел. Для него это означало нестерпимую утрату - утрату могущества, которое давали ему деньги.
"В Лондоне он неизменно хвалился своими очередными попытками сместить Путина", - пишет автор. Со своей стороны кремлевская пропаганда изображала его "злодеем, который во все вмешивается".
Березовский вечно находился на волоске от смерти, пишет автор. В 1994 году он чудом уцелел при подрыве его автомобиля. В 2005 году Березовский поведал Мэттьюзу, что некие "старые московские партнеры", как его предостерегли другие знакомые, планировали "отравить его радиоактивным веществом". Тогда Мэттьюз не поверил, но после убийства Литвиненко заключил, что Березовский вновь едва избежал смерти. Березовский был уверен, что его партнер Бадри Патаркацишвили в 2008 году умер не своей смертью.
Березовский восторгался британской судебной системой, отмечает автор. По иронии судьбы, именно она нанесла ему финальное поражение (в тяжбе с Абрамовичем).
Что думает Мэттьюз о причинах смерти Березовского? "Очень многие враги Путина скончались при загадочных обстоятельствах", - напоминает он. Но, на его взгляд, "столь же правдоподобна версия о самоубийстве". Березовский когда-то вершил судьбы страны, так что для него была немыслима жизнь в относительной бедности и в безвестности. "По этим правилам он жил, и будет неудивительно, если по этим же правилам он умер", - заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях