The Economist | 25 мая 2007 г.
"Газпром" наносит новый удар?
Злоключения BP в России
Российские регулирующие органы проводят финальную проверку предполагаемых нарушений лицензии на гигантском Ковыктинском газовом месторождении, контрольный пакет которого принадлежит совместному российско-британскому предприятию с участием компании BP. Лицензия может быть отозвана в ближайшие недели, но есть вероятность, что удастся полюбовно договориться насчет передачи контрольного пакета государственной газовой компании "Газпром". Это тот же сценарий, которому уже последовали Shell и ее партнеры в случае с "Сахалином-2". Однако при сравнении двух этих историй оказывается, что исход спора за Ковыктинское месторождение будет, вероятно, еще более неутешителен для иностранного инвестора.
Инспектора российского федерального природоохранного ведомства приступили сегодня к окончательной проверке положения на "Ковыкте", чтобы выяснить, выполняются ли условия лицензии, которая выдана фирме "Русиа Петролеум", 62,4% акций которой принадлежат ТНК-BP. При предыдущей проверке, в январе, было обнаружено, что "Русиа Петролеум" нарушает условия лицензии. Инспектора дали компании три месяца на то, чтобы исправиться. По словам Олега Митволя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, (а также человека, который был грозой для консорциума, разрабатывавшего "Сахалин-2"), лицензия может быть отозвана до начала июня. В реальности это кажется маловероятным, так как "Русиа Петролеум" обратилась в суд, чтобы опротестовать выводы январской проверки. До решения суда - а слушание назначено лишь на 28 мая - лицензия не может быть отозвана.
"Русиа Петролеум" уже 10 лет имеет лицензию на разработку Ковыктинского месторождения, содержащего, по оценкам экспертов, 1,9 триллионов кубометров газа. В этом году ожидается, что там будет добыто 9 млрд кубометров газа. Однако тот факт, что "Русиа Петролеум" не удалось убедить "Газпром" построить газопровод для экспорта газа в Китай, означает, что рынка сбыта, который оправдывал бы такие объемы добычи, не существует. Итак, в этом году будет добыто около 1 млрд кубометров для нужд Иркутской области, что также намного ниже показателей, ожидавшихся на момент составления лицензии, где прописан объем добычи. "Русиа Петролеум" обратилась в суд в первую очередь для того, чтобы добиться четкого разъяснения обязательств, налагаемых на нее лицензией.
Выкручивание рук
Митволь настаивает, что в любой стране обязательства по лицензии - все равно что обещание, которое в случае невыполнения влечет за себя отзыв лицензии. Однако история Ковыктинского месторождения - это не банальный сюжет об иностранном инвесторе, который не подкрепил свои громкие обещания делами.
Огромную роль в ней играет "Газпром" - государственный газовый монополист. Он хочет стать, как минимум, держателем контрольного пакета акций "Ковыкты". Можно утверждать, что его отказ построить газопровод, который связал бы месторождение с рынками (притом что за последние два года ТНК-BP неоднократно предлагала ему сделки, по которым "Газпром" получил бы 51% акций), - главная причина того, что "Русиа Петролеум" не в состоянии выполнить условия лицензии. По-видимому, камнем преткновения является то, что "Русиа Петролеум" хотела вовлечь "Газпром" в этот проект на условиях коммерческого сотрудничества, а "Газпром" на это не пошел.
Разумеется, все это следует рассматривать в более широком контексте: в последние годы российские власти стремятся наращивать присутствие российских компаний, а в особенности российских государственных компаний, в секторе углеводородов. "Роснефть", когда-то нефтяная компания средней руки, ныне на первом месте по сырой нефти в России, так как на государственных аукционах, проведенных в связи с банкротством ЮКОСа, ей достались практически все его производственные активы. Положение "Русиа Петролеум" усугубляется тем фактом, что "Ковыкта" - это газовое месторождение, то есть непосредственная вотчина "Газпрома". Тогда как в российском нефтяном секторе есть конкуренция и частный капитал пока (еле-еле) преобладает, в газовом секторе господствует "Газпром" - компания с гораздо более яркой, чем у "Роснефти", ментальностью монополиста.
Итак, вполне возможно, что "Русиа Петролеум" лишится лицензии, которую передадут "Газпрому". В этих условиях совершенно неудивительно, что государственная газовая компания не собирается приходить на Ковыктинское месторождение на коммерческих условиях.
Возвращение на Сахалин
Это не первый случай, когда "Газпром" и Митволь проявили интерес к крупному углеводородному месторождению, контрольный пакет которого принадлежит иностранной компании. В конце 2006 года Shell, Mitsui и Mitsubishi согласились передать "Газпрому" 50% плюс одна акциюяв 20-миллиардном (в долларах США) проекте взамен на 7,45 млрд долл. Сделка, подписание которой еще не состоялось, была заключена по принуждению: иностранный консорциум подвергся сильному давлению федеральных властей в связи с крупным превышением расходов, а также - что сыграло ключевую роль - нажиму со стороны ведомства Митволя по обвинению в нанесении ущерба окружающей среде. Как только о сделке было объявлено, Митволь взял свои обвинения назад.
Некоторые наблюдатели ожидают, что подобная сделка будет заключена между "Русиа Петролеум" и "Газпромом" по поводу Ковыктинского месторождения. Если так и случится, то, скорее всего, "Русиа Петролеум" будут поставлены более жесткие условия, чем консорциуму Sakhalin Energy, который возглавляла Shell. Тому есть три причины. Во-первых, позиции "Русиа Петролеум" слабы, так как объем ее капиталовложений относительно мал. На данный момент ТНК-BP потратила на разработку Ковыктинского месторождения около 200 млн долларов из 1 млрд, предусмотренного сметой.
Во-вторых, в Ковыктинском месторождении иностранцам принадлежит гораздо меньшая доля, чем когда-то в "Сахалине-2". Строго говоря, BP принадлежит 31% акций, меж тем как Shell и ее японские партнеры владели 100% "Сахалина-2". Другие акционеры "Русиа Петролеум" - это группа "Интеррос" (25,8%) и администрация Иркутской области (10,8%). К тому же "Ковыкта" меньше, чем "Сахалин-2", и не содержит нефти.
В-третьих, здесь у "Газпрома" гораздо больше козырей. Партнеры по Sakhalin Energy фактически не нуждались в сотрудничестве с "Газпромом" для экспорта своей нефти и газа на зарубежные рынки. "Русиа Петролеум", напротив, полностью зависит от газового монополиста, который строит газопроводы между Ковыктинским месторождением и потенциальными покупателями.
Жертвоприношение
Все эти факторы пророчат, что "Русиа Петролеум" пострадает в столкновении с "Газпромом" и Митволем значительно сильнее, чем ранее пострадала Sakhalin Energy. Более того, учитывая недвусмысленные угрозы Митволя и министра природных ресурсов Юрия Трутнева, вполне возможно, что с лицензией придется распрощаться окончательно, не надеясь на то, что "Газпром" станет участником проекта на выгодных для себя условиях и тут же, как по волшебству, решит все проблемы с российским государством.
Возможно, от решительных действий "Газпром" удерживает главным образом необходимость оставаться в нормальных отношениях с BP. В конце концов, предполагается, что "Газпром" и "Роснефть" - два ведущих претендента на приобретение 50% акций ТНК-BP, если российские владельцы используют свою возможность продать этот пакет в конце текущего года (а для этого на них, возможно, окажут нажим со стороны государства). Однако история деятельности BP в России не свидетельствует о том, что "Газпром" так уж будет считаться с этой компанией: в конце 1990-х ТНК отняла активы у некой нефтяной компании, частично принадлежавшей BP, но это не помешало BP в 2003 создать совместное предприятие с этой агрессивной российской компанией.
BP придает большое значение Ковыктинскому месторождению. В потенциале, при достижении максимального уровня добычи, оно может дать до 20% от всех объемов добычи компании в России. Продажа контрольного пакета по цене, которая будет ниже рыночной, станет очень болезненным ударом для компании. Однако в грядущем лучшей гарантией для успешной деятельности в России для BP будет благосклонность защитников государства - "Газпрома" и "Роснефти". В долгосрочной перспективе, учитывая все более неблагоприятную атмосферу для работы западных нефтяных компаний в России, невыгодная сделка по "Ковыкте" может принести BP выгоду.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях