The Washington Post | 25 мая 2007 г.
Конгресс США принял законопроект о финансировании войны в Ираке
Шейлех Мюррей
Четкие сроки вывода войск не указаны. Постановление включает список задач для иракцев
Вчера Конгресс отправил на утверждение президенту Бушу новый законопроект об ассигнованиях на войну в Ираке. Требования либералов-демократов не выполнены: условие о крайнем сроке вывода войск в окончательную редакцию документа не попало. Однако лидеры демократической партии клянутся, что, несмотря на эту временную неудачу, приложат все усилия для того, чтобы вернуть американских солдат домой.
Противники войны осудили закон, расценив его как капитуляцию перед Бушем, и заявили, что призовут к ответу конгрессменов, которые голосовали "за", будь то демократы или республиканцы. Сторонники закона, однако, уверяют, что параграф о задачах по улучшению ситуации, которые обязаны выполнить власти Ирака, чтобы и в дальнейшем получать от США помощь на восстановление страны - свидетельствует: Конгресс обретает контроль над ведением войны, который еще несколько месяцев назад был немыслим.
Буш, поклявшийся наложить вето на любой законопроект, где прописаны ограничения на нахождение войск в Ираке, объявил, что подпишет данный пакетный законопроект об ассигновании 120 млрд долл.. Вчера вечером документ был одобрен Сенатом (80 "за", 14 "против") после голосования в Конгрессе (280 "за", 142 "против").
По словам Буша, 18 задач, перечисленных в законе, должны дать понять иракским властям, что они "взамен на постоянную помощь и жертвы Америки должны продемонстрировать реальные достижения ". Но, добавил он, в ближайшие "недели и месяцы мы ожидаем ожесточенных боев".
Теперь все будут ждать сентября, когда только что выделенные деньги закончатся, а командование США сможет, по его уверениям, оценить результаты неуклонного наращивания численности контингента в Ираке.
Конгрессмен от штата Пенсильвания, демократ Джон П. Мурта, являющийся председателем подкомитета по обороне при комитете по ассигнованиям Конгресса, заявил, что вычеркнет статью о финансировании войны в Ираке из проекта бюджета Пентагона на 2008 год, который, как ожидается, поступит в Конгресс в июле. Как заявил Мурта, в сентябре он предложит отдельный проект финансирования войны в Ираке после того, как генерал Дэвид Х. Петреус, главнокомандующий американского контингента в Ираке, сделает в Конгрессе намеченный отчет о положении дел. Этому отчету придается ключевое значение.
На 15 июля назначен первый отчет Буша перед Конгрессом о том, насколько успешно иракцы выполняют поставленные задачи. Автор концепции о задачах для Ирака - сенатор от Вирджинии республиканец Джон У. Уорнер - отмечает, что включил в него условие об отчете в середине июля, так как до сентября слишком долго.
"Ситуация в Ираке очень динамична и изменчива, каждый день мы теряем наших отважных военнослужащих, каждый день все увеличивается бремя печали, отягощающее семьи военных, каждый день, каждую неделю многие получают ранения", - заметил Уорнер.
Вчерашнее голосование было редким моментом, когда в Конгрессе явственно проявилась его двухпартийная структура, по контрасту с общим ходом дебатов, которые были крайне бурными и эмоциональными. Первый законопроект о выделении средств на войну в Ираке, включавший график вывода войск (тот самый закон, на который Буш наложил вето), расколол законодателей на два лагеря приблизительно по партийной принадлежности.
Антивоенные организации потребовали, чтобы демократы продолжали добиваться назначения точных сроков вывода. Накануне вчерашнего голосования на приемные конгрессменов обрушилась настоящая лавина гневных телефонных звонков и электронных писем. Такие противники войны, как спикер Конгресса, демократ Нэнси Пелоси, представляющая Калифорнию, и лидер большинства в Сенате, демократ Гарри М. Рейд, представитель Невады, назвали критерии для иракских властей огорчительно жалкими.
В то же время демократам не хотелось затягивать решение вопроса о финансировании войск. Кроме того, они не в силах отменить второе вето президента. Давний противник войны - партийный организатор большинства в Сенате демократ Ричард Дж. Дарбин, представляющий Иллинойс, - с печалью заявил, выступая с места, что поневоле проголосует за законопроект. "Превратить желание Америки в основной закон страны - это не в нашей власти", - заметил он.
В обеих палатах республиканцы почти единогласно поддержали закон. Что до демократов, то в Сенате 37 из них проголосовало "за", а 10 - "против".
В Конгрессе большинство демократов выступило против закона о финансировании войск в Ираке. Отдельный проект ассигнований на гражданские нужды внутри США, изобилующий статьями расходов, которые являются для законодателей приоритетными, - например, на повышение уровня федеральной минимальной зарплаты, - особых споров не вызвал (348 "за", 73 "против"). В Сенате оба проекта бюджета были вынесены на голосование вкупе.
"Мы перебросили мяч ближе к воротам. Этого достаточно? Нет, не достаточно", - заявил лидер большинства в Конгрессе Стени Х. Хойер, представитель Мэриленда. Он - один из 86 конгрессменов-демократов, поддержавших закон о финансировании войск в Ираке.
140 конгрессменов-демократов проголосовали "против". В их числе была и Нэнси Пелоси, заявившая за несколько минут до голосования: "Это чисто символическая мера. Маленький шажок вперед - вместо гигантского, который нам нужен".
Среди 14 сенаторов, проголосовавших против закона, были два ведущих кандидата в президенты от демократов - Хиллари Родхэм Клинтон, представляющая штат Нью-Йорк, и Барак Обама, представитель Иллинойса. "Это голосование - выбор между оправданием все той же провальной политики в Ираке, которая стоила нам стольких жизней, и требованием нового курса. А я требую нового курса", - заявил Обама.
Антивоенные организации предупредили парламентариев, поддержавших закон, что они могут стать мишенью для критики в предвыборной кампании. Коалиция "Американцы против Эскалации в Ираке", возглавляемая MoveOn.org, объявила, что выпускает в эфир новые радиоролики против сенаторов-республиканцев Сьюзен Коллинз и Норма Коулмена (представителей Мэна и Миннесоты). Это представители умеренных, входящие в число претендентов на баллотирование в 2008 году. В роликах сенаторов убеждают порвать с Бушем и проголосовать за прекращение войны.
"Мы катимся назад, - заявил сенатор-демократ от Висконсина Расселл Фейнголд, выступающий против войны. - Вместо того чтобы вынудить президента передислоцировать наши войска в безопасные места, вместо того чтобы разработать стратегию помощи Ираку после вывода войск, вместо того чтобы вновь поставить на первое место борьбу с "Аль-Каидой" в мировом масштабе, мы получаем закон об ассигнованиях, который отбрасывает все вспять и дает администрации возможность выиграть время".
Согласно окончательному варианту закона, 17 млрд долл. выделено на расходы внутри страны, не связанные с войной в Ираке. То есть, сумма слегка урезана с 21 млрд долл., которые Конгресс добавил к первому варианту ассигнований. Минимальная оплата труда в течение ближайших двух лет будет повышена с нынешних 5,15 долл. в час до 7,25 долл. Таким образом, демократы сдержали одно из своих обещаний перед выборами 2006 года. Постановление о повышении минимальной оплаты объединено с ассигнованиями на иракский контингент, чтобы стопроцентно гарантировать его попадание на стол Буша.
Основная часть средств - около 100 млрд долл. - пойдет на продолжение военных операций в Ираке и Афганистане. Ассигнуются также средства на расходы гражданского характера. Это 6,4 млрд долл. на восстановительные работы на побережье Мексиканского залива после ураганов, а также 3 млрд в качестве срочной помощи фермерам в связи с засухой и другими стихийными бедствиями. На модернизацию систем безопасности в портах и на общественном транспорте выделен 1 млрд долл. На охрану здоровья детей направлены дополнительные 650 млн.
Выделяются средства на грантовые программы штатов по проблемам ВИЧ, исследования вопроса о безопасности труда шахтеров, деятельность по предупреждению молодежной преступности и защиту от пандемий гриппа. Около 3 млрд долл. пойдут на конверсионную реконструкцию американских военных баз, в ближайшее время подлежащих упразднению.
Демократы несколько недель настойчиво твердили, что Пентагон в состоянии финансировать войну до июля, но вчера внезапно изменили свою позицию. По словам Мурты, Конгресс был просто вынужден принять бюджет на этой неделе, так как в понедельник казна военного контингента иссякнет. Мурта отмечает, что министерство обороны могло бы изыскать средства, сэкономив на других статьях бюджета, но подобные бухгалтерские фокусы были бы равносильны "катастрофе".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях