Der Spiegel | 25 мая 2010 г.
"Неда перевернулась бы в гробу"
Ульрике Путц
Гибель 26-летней студентки Неды Ага-Солтан потрясла миллионы. Год назад она была застрелена во время демонстрации в Тегеране - и в считанные часы превратилась в икону иранской оппозиции, пишет SPIEGEL ONLINE. При этом одному человеку, продолжает автор публикации Ульрике Путц, трагическая судьбы Неды сыграла на руку больше, чем остальным: речь идет о Каспиане Макане, который выдает себя за жениха погибшей девушки.
"Первый акт этой иранской трагедии, главной героиней которой стала Неда Ага-Солтан, начался 20 июня прошлого года. За 10 дней до этого, - напоминает автор, - президент Махмуд Ахмадинежад был переизбран на пост президента с подозрительно большим перевесом. Число тех, кто выходил на улицы, протестуя против бросавшейся в глаза фальсификации, росло с каждым днем".
Теперь уже неясно, пишет издание, поехала ли Неда в центр города, чтобы принять участие в демонстрации, или была вынуждена выйти из машины, когда та остановилась перед толпой протестующих. Очевидно одно: студентка попала под пулю из снайперской винтовки. Видеозапись с мобильного телефона, попавшая в интернет, зафиксировала склонившихся над умирающей девушкой мужчин и их крики: "Неда, не умирай! Неда, останься с нами!" Но ранение оказалось смертельным, констатирует автор. Не прошло и дня, как убитая студентка превратилась в икону "зеленой революции" в Иране.
Однако почти одновременно с тем, как имя Неды стало известным во всем мире, не менее громко заявил о себе некий мужчина, по его собственным словам, много значивший для убитой девушки. Им оказался 37-летний Каспиан Макан, утверждающий, что они с Недой познакомились в Турции и собирались пожениться. "Западные журналисты, появившиеся в доме родителей Неды в первые часы после трагедии, сообщали о неприятном удивлении и недоверии к этому человеку, появившемуся в минуты горя и скорби", - пишет Ульрике Путц, добавляя, что поскольку в Иране добрачные связи - весьма щекотливая тема, родным пришлось признать существование жениха, чтобы не порочить имя покойной. Вместе с тем критики, скептически отнесшиеся к появлению Макана, считают, что тот воспользовался консервативными иранскими традициями в своих интересах.
Даже если отношения этих двух людей были не чем иным, как флиртом на отдыхе, продолжает издание, "фотограф Макан воспользовался шансом попасть на полосы мировой прессы". Весь этот год он неустанно раздавал интервью, в которых с новыми подробностями рассуждал о том, какие глубокие раздумья могли привести Неду на улицу. "Смерть - всего лишь маленькая жертва во имя свободы", - якобы повторяла девушка. По словам Макана, его заявления о том, что Неда интересовалась политикой, больно ударило по режиму в Тегеране, и его якобы посадили на два месяца в тюрьму. Затем ему удалось перейти границу и через Турцию попасть в Лондон, а затем и в Канаду.
"Оказавшись на Западе, Макан перешел в наступление: он нанял агента, который занимался составлением графика интервью западным изданиям", - пишет журналист, замечая, что интервью Каспиан Макан давал не бесплатно - "на имени Неды он сделал неплохой бизнес".
При этом на родине у предприимчивого фотографа растет число критиков среди активистов "зеленого движения", которые уже называют его "шарлатаном" и "аферистом". "Этот человек может делать от своего имени все, что захочет. Но беда заключается в том, что он торгует по всему миру именем Неды", - негодует на одном из оппозиционных сайтов один из его посетителей.
Самой крупной пиар-кампанией Макана стал его визит в Израиль и встреча с президентом Шимоном Пересом при содействии израильского телеканала Chanel 2. Оппозиция в Иране опасается того, что из-за этого самопровозглашенного "посланника" режим может обвинить оппозицию в шпионаже в пользу Тель-Авива. При помощи своей жалкой "саги" Макан получил то, что хотел, пишет в своем блоге корреспондент Washington Times в Тегеране Иэзон Атаназиадис, - убежище в Канаде и занятие до конца жизни. "Неда перевернулась бы в гробу".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях