Le Temps | 25 ноября 2004 г.
Грузия живет под знаком реформ
Режи Жант
В те дни, когда Украина переживает самый напряженный момент со времени провозглашения своей независимости в 1991 году, Грузия отмечает первую годовщину "революции роз". 23 ноября 2003 года Михаилу Саакашвили, победившему на президентских выборах, удается благодаря беспрецедентному народному подъему заставить Эдуарда Шеварднадзе освободить президентское кресло.
Год спустя реформы, обещанные новым грузинским президентом, идут полным ходом. По своей масштабности они отвечают тем вызовам, с которыми сталкивается эта страна с 1991 года. По бывшей советской республике один за другим идут аресты баронов прежнего режима, предприятия большинства секторов подвергаются "шоковой терапии", в чиновничьем аппарате производятся отставки и новые назначения, а правительство регулярно общается с прессой: Михаил Саакашвили уделяет очень большое внимание связям с общественностью.
Этот 36-летний юрист, учившийся в США и Франции, начал с борьбы с коррупцией, ставшей неотъемлемой чертой правления Шеварднадзе. "Курпные" взяточники были арестованы, и их заставили вернуть деньги. "Аресты носили избирательный характер и слишком часто деньги отдавались под угрозой тюремного заключения", - с неодобрением говорит представитель оппозиции. Некоторые оправдывают эти методы, подчеркивая, что доказать преступные деяния бывает практически невозможно. "Можно собрать доказательства, но на это уходит много времени", - считает Анна Долидзе, член Ассоциации молодых адвокатов.
"Черная касса правительства". Поскольку возвращенные деньги "собраны" незаконным путем, они не могут поступать в национальный бюджет. Политические и деловые круги только и говорят что об этой "черной кассе правительства" и составляющих ее баснословных суммах, отданных коррумпированными представителями прежнего режима в обмен на свободу. "Я понимаю, что правительство нуждается в этих деньгах, чтобы проводить свои реформы, - говорит Анна Долидзе, - но действовать можно было более гласными и более законными методами". "В конечном счете все будет зависеть от честности власти, - добавляет журналист Дима Бит Сулейман. - Никто не в состоянии ее контролировать. Вроде бы пока она использует эти деньги в интересах страны, но долго ли будет так продолжаться?"
В экономическом плане ситуация практически не улучшилась. Назначение в июне Кахи Бендукидзе министром экономики пока не принесло свои плоды. Этому российскому олигарху грузинского происхождения поручено проведение приватизации. "Все продается, кроме нашей совести", - заявил в июне этот сторонник ультралиберальной экономики.
Чтобы сохранить симпатии народа, Михаил Саакашвили нуждается в зримых успехах. Хотя он был избран 97% голосов, Миша постоянно следит за рейтингом своей популярности. Отсюда его внимание к реформированию полиции - гордости правительства. С декабря 2003 года ни один полицейский не берет взяток. Революция! В июле министерство внутренних дел без подготовительных мер избавилось от 18 тысяч (из 40 тысяч) сотрудников. "В результате мы можем больше платить своим полицейским", - поясняет Леван Изория, новый ректор Полицейской академии.
Реформы проводятся во всех областях, от системы образования до армии. Иногда правительство действует жестко, слабо продуманными методами, мало советуется с заинтересованными сторонами. Это недостаток очень молодой, иногда недостаточно квалифицированной власти, слишком уверенной в себе после победы "своей" революции. Эту уверенность укрепила майская победа в Аджарии - автономном районе, в течение 10 лет находившемся под руководством самодержавного и мафиозного лидера.
Ободренный этим успехом, Михаил Саакашвили надеется в скором времени вернуть под свой контроль Южную Осетию - республику, пользующуюся фактической независимостью со времен войны, которую она вела с Тбилиси в 1990-1992 годах. Попытка вернуть ее силой стоила жизни 17 грузинским солдатам. Михаил Саакашвили признал, что это было ошибкой. Остается Абхазия. Во время президентских выборах в этой республике, неподконтрольной Грузии с 1993 года, "Саакашвили нашел в себе силы промолчать, - отмечает кинодокументалист Миша Мирзиашвили. - Это значит, что он учится. Одно это уже неплохо".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях