The Wall Street Journal | 25 ноября 2011 г.
Кризис евро: выбор решений сужается
Стивен Фидлер
Вопрос стоит уже не о вероятности дефолта одной из стран еврозоны, а о том, уцелеет ли сама еврозона в ее нынешнем виде, предостерегает обозреватель The Wall Street Journal Стивен Фидлер. В четверг выяснилось, что ЕЦБ раздумывает о значительном продлении своих кредитов коммерческим банкам, призванном предотвратить крах банковской системы еврозоны.
Многие аналитики узрели симптом новой фазы кризиса - в среду Германии удалось разместить лишь 60% с лишним своих облигаций. "Инвесторы засомневались в даже самых надежных гаванях еврозоны", - заключает автор. В первую фазу кризиса инвесторы перебегали с "периферии" еврозоны в ее ключевые страны. Теперь же они вообще бегут из еврозоны, утверждает автор.
"Вопрос не в том, сможет ли Греция остаться в еврозоне. Вопрос в том, останется ли общая валюта у Германии, Франции, Италии и Испании", - говорит Эндрю Боллс из инвестфирмы Pimco.
ЕЦБ не желает открыто становиться "кредитором последней надежды" для правительств еврозоны, отмечает автор. Банк ссылается на то, что постоянная скупка гособлигаций противоречит его уставу. "Но когда нет надежды, что в последний момент вмешается центробанк, кризис ликвидности, переживаемый правительством, всегда рискует превратиться в кризис платежеспособности", - разъясняет автор.
Большинство инвесторов предполагают, что ЕЦБ в самую критическую минуту все же вмешается. Ожидается, что этот банк потребует от правительств железного соблюдения фискальной дисциплины и настоящей интеграции фискальной политики - например, эмиссии общих бондов в евро.
"Многие правительства еврозоны движутся на всех парах в противоположном направлении", - полагает автор. Италия и многие другие не готовы ради спасения блока соглашаться на фискально-экономический режим, сопряженный с вмешательством в их дела, поясняет лондонский эксперт Николас Спайро.
Между тем если отток инвесторов из еврозоны станет перманентным, ЕЦБ не сможет предотвратить кризис. "В "игре на слабо" один или оба шофера могут свернуть, чтобы предотвратить катастрофу. Вероятность, что не свернет ни один, теперь учитывается инвесторами - влияет на котировки гособлигаций еврозоны", - заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях