Forbes | 25 ноября 2014 г.
Похороните тело Ленина и весь остальной коммунизм
Дуг Бэндоу
Ленин покоится в открытом гробу на Красной площади, словно насмешка над гуманизмом
Красная площадь остается одним из самых культовых мест на планете, пишет обозреватель Forbes Дуг Бэндоу. В частности, здесь находится Мавзолей Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Автор описывает тело Ленина: "Одет в черный костюм, лицо мрачное, правый кулак стиснут, словно он готов бить капиталистов, которые теперь господствуют даже в экономике его собственной страны".
По мнению Бэндоу, не будь Ленина, не было бы "ни большевистской революции, ни убийства царской семьи, ни кровавой Гражданской войны", ни Сталина, ни "партийных чисток", ни "массового голода на Украине", ни пакта Гитлера со Сталиным, ни холодной войны, ни советской поддержки китайской революции и т.д.
Конечно, большевистское движение все равно существовало бы, но ему недоставало бы ленинского интеллекта, тактического искусства и решительности. "Враги так боялись Ленина, что он сделался тайным оружием Германии против России; в 1917 году Берлин разрешил ему добраться в запломбированном вагоне из Цюриха в Петроград, - пишет автор, - чтобы распространить бациллы радикальной революции. И он их распространил, с опустошительными последствиями".
"Ленин не был гуманистом, чью мечту исказили последователи. Вероятно, это он приказал убить низложенного царя и всю его семью", - говорится в статье. Ленин не терпел инакомыслия даже в рядах партии, создал ЧК, применял террор против оппонентов и руководил стороной, которая победила в одной из ужаснейших в истории гражданских войн.
Ленин был "доминирующей силой режима, изобиловавшего кровожадными активистами типа Троцкого и Сталина", продолжает автор. Это он создал институции, которые Сталин применил, чтобы сеять опустошение.
Через неделю после смерти Ленина возникла идея сохранить его тело. "Родственники выступили против. По иронии судьбы, Ленин при жизни критиковал попытки превратить коммунизм в квазирелигию", - замечает автор. И все же партия решила сохранить тело Ленина.
Побывав в Мавзолее, Бэндоу замечает, что очереди не такие длинные, как прежде, а сам Мавзолей "маленький и темный". "Контраст с мавзолеем Мао Цзэдуна в Пекине - колоссальный: тот большой и хорошо освещенный, очереди длинные, посетители приносят цветы", - сообщает автор.
Какое будущее ждет Ленина в посткоммунистическом мире? Очевидно, было бы нелегко убрать все приметы коммунистического режима. Но, когда распался СССР, коммунистическая символика подверглась атаке, рассуждает автор. Флаг СССР был спущен.
В то время за захоронение Ленина выступали мэр Москвы, РПЦ и президент Ельцин. "Но когда здоровье Ельцина пошатнулось, а политическое могущество ослабло, он отбросил планы оспаривания все еще сильной мифологии, возникшей вокруг основания СССР", - говорится в статье.
В 2001 году Владимир Путин выразил опасение, что захоронение Ленина наведет на мысль, будто все эти годы россияне исходили из ложных ценностей.
В 2012 году Путин назначил на пост министра культуры Владимира Мединского, который ранее призывал захоронить Ленина. И все же Путин заявил, что решение о теле Ленина должен принимать народ. С тех пор он игнорирует эту тему.
"Россияне, по-видимому, переживают внутренний конфликт, - продолжает автор. - Результаты соцопросов менялись с течением времени. В целом большая часть россиян считает роль Ленина позитивной, а не негативной, хотя большинство выступало за его захоронение, а не за сохранение тела. Однако наиболее энергично высказываются коммунисты-романтики. Лидер КПРФ Зюганов объявил предложение захоронить Ленина "кощунственным, безответственным и провокационным".
Со своей стороны, Бэндоу считает: "Хотя Россия не может никуда уйти от своей истории, ей следует перестать восхвалять свой поворот в один из величайших исторических тупиков". По мнению автора, имперский режим можно было бы преобразовать в какую-то форму конституционного правления.
"Но, вступив в Первую мировую войну, царская аристократия пожертвовала этим шансом и своим будущим и сполна заслужила свой удел. Режим пожертвовал миллионами подданных в погоне за расширением империи", - говорится в статье.
Большевики правильно поняли только одно: русский народ хотел прекращения войны.
"Все остальное большевики понимали неправильно, несмотря на иллюзии их адептов на Западе", - пишет автор. Они подавляли свободный рынок, экспроприировали частную собственность, убивали политических противников и навязывали материалистическую этику. Результатом стала постоянная атака на историю, традиции, этику и суть русского народа, считает Бэндоу.
"Прошло более 70 лет, и россияне наконец-то смогли дать задний ход от этого фатального окольного пути, однако им еще предстоит найти дорогу к будущему, которое зиждилось бы на уважении к жизни и достоинству всех и каждого. Увы, тот же старый авторитаризм возродился, упакованный в другую обертку, чтобы сделать его более приемлемым и для старшего поколения, которое скептически относится к былым злоупотреблениям, и для молодежи, входящей в более глобализированный мир", - говорится в статье.
Захоронение Ленина - человека, который, пожалуй, несет наибольшую ответственность за ужасы СССР - стало бы мощным символическим жестом, подводящим черту под эпохой, считает автор. "Возможно, этот жест все равно не поможет Западу понять, что за человек Владимир Путин, но он подчеркнуто продемонстрирует, чем Путин не является. А это было бы уже большое достижение в период драматичного обострения напряженности между Россией и Западом", - говорится в статье.
Когда-нибудь россияне обретут свободу от всех форм авторитаризма, прогнозирует Бэндоу. Освобождение будет достигнуто лишь усилиями самого российского народа, а не Запада. Только россияне могут строить свое собственное будущее, и день наступления свободы станет подлинной "русской революцией".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях