Financial Times | 25 ноября 2014 г.
Китай, Россия и "доктрина Синатры"
Гидеон Рахман
В будущем году запланированы совместные учения ВМФ Китая и России в Средиземном море. "Китайцы и русские сознательно дадут понять: если НАТО может патрулировать воды близ их границ, то и они могут патрулировать воды в "центральных районах" НАТО", - истолковывает этот план обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман.
Россия и Китай также стремятся к широкому пересмотру концепции мировой политики, основанному на идее "сфер влияния". И Пекин, и Москва считают, что должны иметь право вето на то, что происходит по соседству с их территориями.
Заместитель советника по национальной безопасности президента США Тони Блинкен сказал: "Мы продолжаем отвергать понятие сферы влияния. Мы продолжаем ратовать за право суверенных демократических стран самим выбирать себе альянсы".
Рахман комментирует: американцы полагают, что их позиция - это защита коренного принципа. Если дать недемократическим странам сферу влияния, те получат негласное право вето на политику номинально независимых стран.
Но в глазах России и Китая позиция США - это погоня за могуществом, а разговоры о принципах - одно лицемерие. "С 1823 года, когда была обнародована доктрина Монро, Америка декларировала свои намерения не допускать чужаков в свое полушарие", - пишет автор.
Со своей стороны, США заявляют, что их глобальное военное присутствие зиждется на добровольных альянсах. В 2013 году госсекретарь Керри даже заявил, что "эпоха доктрины Монро ушла". "Похоже, отныне Америка будет исповедовать то, что некий представитель СССР как-то назвал "доктриной Синатры", - идею, что все страны могут идти собственным путем", - пишет обозреватель.
Москве и Пекину будет нетрудно указать на неувязки в позиции США. И все же, считает Рахман, "сфера влияния, основанная на добровольном согласии, кардинально отличается от сферы влияния, которая держится на запугивании и силе".
Прибытие китайского флота в Средиземное море, возможно, лишь упрочит притягательность НАТО, заключает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях