The Christian Science Monitor | 25 октября 2002 г.
США меняют стратегию переговоров в ООН
Майкл Джордан
США, потратив целый месяц на безуспешные попытки договориться с Францией и Россией, переключили свое внимание на Мексику, Ирландию и других членов Совета Безопасности, не обладающих правом вето. Вашингтон хочет, чтобы они поддержали жесткую резолюцию по Ираку.
США торопятся, с каждым днем у них остается все меньше времени для того, чтобы начать атаку в идеальных погодных условиях. Аналитики считают новый вариант достаточно рискованным.
"Часы тикают. США решили пойти на риск, - говорит Дэвид Мэлоун, президент Международной академии мира. - Если нужно изолировать Францию и Россию, пусть будет так".
Чтобы резолюция была принята, за нее должны проголосовать девять из пятнадцати членов Совета Безопасности. При этом любой из пяти постоянных членов - США, Великобритания, Франция, Россия и Китай - обладает правом наложить на резолюцию свое вето. Голосование пройдет в выходные или в начале следующей недели.
Мэлоун, бывший посол Канады в ООН, сказал, что новая стратегия может привести не к самому приятному для США исходу. "Если за резолюцию проголосуют лишь девять членов, получится так, что существенная часть государств мира не поддерживает представленную в ней стратегию. Это не самый оптимальный вариант".
В среду Вашингтон и Лондон попытались обойти обструкцию Франции и России - и в меньшей степени Китая - и передали проект своей резолюции на рассмотрение остальным членам совета.
Представители США несколько недель говорили о том, что прежде всего им бы хотелось договориться с постоянными членами совета. "Это тянется слишком долго, и терпение иссякает, - сказал один из сотрудников администрации Буша. - Президент сказал, что этот вопрос надо решить в течение недель, а не месяцев. Настало время подключить остальных членов, дать им возможность высказаться и начать голосовать".
Непостоянные члены работают в Совете Безопасности в течение двух лет и не обладают правом вето. В настоящее время это Болгария, Камерун, Колумбия, Гвинея, Ирландия, Маврикий, Мексика, Норвегия, Сингапур и Сирия. Наблюдатели говорят, что в данный момент из непостоянных членов воздержаться или голосовать против резолюции США могут только Сирия, франкоязычные Камерун и Гвинея.
Но если резолюция не будет принята единогласно, позиция Саддама Хусейна упрочится. Ему удается ссорить между собой членов совета и мешать проведению инспекций в течение многих лет. Аналитики считают, что, если бы члены Совета Безопасности действовали сообща, Хусейну было бы сложнее.
Франция и Россия говорят, что хотят, чтобы Ирак полностью выполнил все условия договора о прекращении огня, подписанного в 1991 г. по окончании войны в Персидском заливе, и полностью разоружился. Однако они готовы наложить вето на резолюцию, в которой говорилось бы о возможности применения силы в том случае, если Ирак откажется подчиниться. Надо заметить, что Франция не накладывала вето на предложенные США резолюции с 1956 г.
Франция предлагает двухэтапный подход. Сначала принять первую резолюцию о возобновлении военных инспекций, где не было бы ультиматума, а потом вторую, в которой говорилось бы о возможности применения силы в том случае, если Ирак откажется выполнять предложенные условия.
США пошли на ряд уступок. В частности, они согласились, что инспекторов не будет сопровождать вооруженная охрана и что иракские ученые не будут выпущены из страны вместе со своими семьями. Кроме того, Вашингтон дал согласие на повторное заседание совета в случае, если Ирак будет обманывать инспекторов или мешать их работе. Американцы говорят, что они не будут сидеть и ждать, когда будет подписана вторая резолюция.
Некоторые представители вооруженных сил США заявляют, что атаку надо проводить зимой, пока не начались дожди и страшная жара. Вашингтон обвиняют в том, что он несколько недель отказывался изменить свое первое предложение. Сейчас США говорят, что очень рассчитывают на поддержку Франции и России и больше не могут идти на компромиссы.
Многие государства высоко оценивают усилия Франции, направленные на то, чтобы противостоять предложенной Бушем доктрине "упредительного удара", но некоторые считают, что Париж давит слишком сильно. Теперь американцы могут заставить Францию защищаться. Если французы не уступят, победа США окажется пирровой.
"Самый плохой результат - это неединогласное голосование. Это позволит Франции сохранить верность своим приниципам, - сказал Мэлоун. - Хуже всего, если американцам вообще придется уйти из совета".
Вашингтон и Лондон заявили, что, если Совет Безопасности откажется поддержать жесткий подход, они создадут собственную коалицию и будут разоружать Багдад своими силами. Однако в этом случае Буша могут обвинить в односторонних действиях, а именно этого он пытался избежать, когда начал переговоры с ООН.
"Если процесс застопорится, если Совет Безопасности его блокирует, Вашингтон может сказать: "Мы сделали все, что могли", - объясняет Теренс Тэйлор из вашингтонского международного института стратегических исследований в Вашингтоне. - Если Франция и Россия хотят, чтобы американцы, да и англичане, продолжали работать с Советом Безопасности, они должны быть готовы на компромиссы. Важно, чтобы Багдад понял, что, если он не будет сотрудничать, ему придется за это платить. Если текст резолюции будет размытым, вероятность войны только повысится".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях