The Japan Times | 25 октября 2004 г.
Французский журналист занимался шпионажем в пользу России
Редакция
Согласно опубликованному недавно исследованию российского ученого, Россия получила подробную информацию относительно военной стратегии Японии в Русско-японской войне 1904-1905 годов, в том числе и план главного наступления в Северо-Восточном Китае в марте 1905-го, от аккредитованного в Токио французского корреспондента.
Дмитрий Павлов, профессор истории Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматизации (МИРЭиА), говорит, что уже в августе 1904 года Россия знала о том, что Япония нападет на Мукден в январе 1905 года. Мукден - ныне город Шеньян на северо-востоке Китая - находился в то время под российским контролем.
Как свидетельствуют документы, обнаруженные Павловым в Императорском правительственном архиве России, бывший российский дипломат высокого ранга в Корее, известный по имени Александр Павлов, отвечал за организацию и ведение шпионажа на территории Японии.
Будучи уполномоченным русским царем, Павлов начал свою шпионскую карьеру в Шанхае в апреле 1904 года, вскоре после начала Русско-японской войны.
Когда русские были вынуждены покинуть Японию в связи с началом войны, Александр Павлов нашел агентов для русской разведки среди иностранных корреспондентов и банкиров, находившихся в Японии.
Корреспондент французской газеты Le Figaro по имени Бале, как свидетельствуют документы, был самым главным и активным агентом Павлова. В то время Франция была союзницей России.
Бале, хорошо говоривший по-японски, приехал в Японию в июне 1904 года и работал на русскую разведку в течение девяти месяцев. Бале получал интересующую русскую разведку информацию от своих источников в японской армии и министерстве иностранных дел. Под прикрытием журналистской деятельности он также посещал военные порты и госпитали.
Дмитрий Павлов рассказывает, что за время пребывания Бале в Японии, которую он покинул из страха, что его вышлют за шпионскую деятельность, он направил Павлову в Шанхай около 30 сообщений регулярной морской почтой.
Получив в августе 1904 года соответствующую информацию от Бале, Александр Павлов направил в Петербург официальную телеграмму, в которой предупреждал русское правительство о том, что Япония нападет на Мукден в январе 1905 года. В сообщении Бале также содержалась информация относительно типов боеприпасов и судов, которыми располагала Япония, также говорилось о количестве японских дезертиров и личных взаимоотношениях между командующими японской армии.
Русско-японская война закончилась в августе 1905 года подписанием Портсмутского договора, содержание которого стороны согласовывали через американское посредничество. По этому договору Япония устанавливала свой протекторат над полуостровом Квантун (ныне Ляодун) с городом Порт-Артур (Люйшунь), а также над южной частью острова Сахалин до 50-й параллели.
Как сообщили японские эксперты, исследование Дмитрия Павлова, которое планируется опубликовать в России в виде отдельной монографии, будет первой фундаментальной работой, посвященной деятельности российской шпионской сети во время Русско-японской войны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях