Tageblatt | 25 октября 2005 г.
Качиньский может оказаться трудным партнером для соседей Польши
Редакция
Полный предрассудков в отношении Германии и России, неопытный в международной политике, новый польский президент Лех Качиньский может оказаться трудным партнером для своих соседей.
"Я полон стремления иметь хорошие отношения и с Россией, и с Германией", - заявил он в понедельник после официального объявления о его победе. Однако он тут же сделал не вполне дипломатичный жест, пригласив в Польшу Владимира Путина.
"Первым шагом к улучшению отношений стал бы визит в Варшаву президента Путина", - сказал он журналистам.
Еще в воскресенье, когда избирательные участки закрылись, он предостерег Германию против установки в Берлине памятника немцам, изгнанным с их родных земель в странах Центральной Европы после 1945 года. Этот проект, поддерживаемый консерваторами, рассматривается как скандальный в Польше, так до конца и не примирившейся со своим западным соседом.
"Лех Качиньский уже сделал несколько нахлобучек Германии", - сказал корреспонденту AFP политолог Роман Кузняр, директор Института международных отношений.
"Его избрание не сулит ничего хорошего для польско-германских отношений в ближайшие несколько месяцев", - считает политолог Корнелиус Охманн из Фонда Бертельсманна.
Согласно польской конституции, президент обладает меньшей властью, чем премьер-министр, хотя и является главнокомандующим и координирует внешнюю политику страны.
Но худшего может и не произойти. "Теперь все будет зависеть от политики нового германского правительства в отношении Польши. Оба новых правительства должны проявлять большую осторожность", - считает Роман Кузняр.
"Лех Качиньский не является неисправимым противником немцев, хотя он победил на выборах, играя на германофобских настроениях части польского населения, - говорит аналитик Сабина Велькнер из немецкого научного центра DGAP. - На конфронтацию он не пойдет".
Роман Кузняр придерживается того же мнения: "Преимущество Качиньского в том, что он, в принципе, очень осторожен. Он не будет делать нервных шагов, продиктованных эмоциями".
"Но при малейшей провокации вокруг проекта создания "Центра изгнанных" или германских требований о выплате компенсаций за насильственное переселение мы не скоро выберемся из той глубокой ямы, в которой находятся сейчас отношения между двумя странами", - отмечает Роман Кузняр.
"Для России он будет более трудным и более реалистично настроенным партнером, но Москва предпочитает иметь дело с такой позицией", - добавляет он.
Воспитанные родителями, участвовавшими в 1944 году в Варшавском восстании против нацистов, Лех Качиньский и его брат-близнец Ярослав испытывают "атавистическое" недоверие к Германии и России, которые за минувшие века не раз делили между собой Польшу.
Будучи откровенным евроскептиком, Лех Качиньский может занять более жесткую позицию в европейских вопросах, систематически выдвигая на передний план защиту польских интересов.
"Его модель - это Европа де Голля, Европа многих отечеств, - говорит Сабрина Велькнер. - Но в то же время он ожидает от ЕС более решительной политики в отношении Украины и Белоруссии".
Если европейские руководители проявят такт, они могут рассчитывать на компромисс с польскими правыми, тем более что министерство иностранных дел, скорее всего, достанется либералам из "Гражданской платформы", настроенным более проевропейски.
Зато с будущей политикой Леха Качиньского в отношении США, чьим верным союзником Польша была с начала кампании против Саддама Хусейна, все совершенно ясно. Лех Качиньский давно объявил, что свой первый зарубежный визит он совершит в Вашингтон, а не в Брюссель, как собирался это сделать его соперник Дональд Туск.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях