Süddeutsche Zeitung | 25 октября 2005 г.
Катастрофа после катастрофы
Юдит Раупп
В Цюрихе начинается процесс по делу Виталия Калоева, который потерял всю семью во время авиакатастрофы над городком Юберлинген в районе Боденского озера и затем убил авиадиспетчера
На столе в контрольном центре Цюрихского аэропорта всегда стоит роза. Цветок служит диспетчерам, которые там работают, напоминанием об их убитом коллеге. 24 февраля 2004 года 36-летний датчанин Питер Н. был заколот ножом на террасе своего дома в цюрихском предместье Клотен. В этот вторник в Верховном суде кантона Цюрих начинается процесс над его предполагаемым убийцей Виталием Калоевым. Он должен ответить за преднамеренное убийство.
"Мой подзащитный сейчас помнит о том, что он совершил", - говорит назначенный судом адвокат Маркус Хуг. Когда полиция задержала Виталия Калоева в гостинице "Welcome Inn" в день совершения кровавого преступления, русский сначала заявил, что он ничего не помнит. Он ударил диспетчера на глазах у его жены на террасе их дома карманным ножом с лезвием в 10 сантиметров. Он продолжал наносить удары, когда его жертва давно уже лежала на земле.
Работа оказалась для Питера Н. злым роком. Диспетчер был на службе, когда 1 июля 2002 года в 23:35 российский пассажирский самолет "Башкирских авиалиний" столкнулся с грузовым самолетом компании DHL над Боденским озером. Все пассажиры - 71 человек, в основном это были дети и подростки, - погибли. Среди них была Светлана, жена Виталия Калоева, его четырехлетняя дочка Диана и одиннадцатилетний сын Константин. Они летели к Калоеву в Испанию, где он работал инженером-строителем. Узнав о катастрофе, он сразу поехал на место происшествия и был одним из первых родственников, прибывших на место крушения. 49-летний вдовец, очевидно, так и не смог справиться с потерей семьи. "Скорбь стала практически единственным содержанием его жизни", - написано в обвинительном заключении.
Калоев считал датского авиадиспетчера и компанию Skyguide, в которой тот работал, главными виновниками катастрофы. Швейцарская авиадиспетчерская служба контролирует южно-немецкое воздушное пространство. В ночь, когда произошла катастрофа, в контрольном центре что-то пошло не так. Авиадиспетчер датчанин был один и должен был наблюдать за двумя мониторами, при этом сигнальная система предупреждения и телефон из-за того, что шли работы по техобслуживанию, работали плохо. Прокуратура в Констанце и Винтертуре начала проводить расследование в связи с убийством по неосторожности. Будет ли вслед за этим кому-либо из сотрудников Skyguide предъявлено обвинение, пока неясно.
По мнению Калоева, расследование слишком затянулось. В 2003 году он поехал на траурную церемонию в Юберлинген. Его и других родственников погибших в авиакатастрофе чрезвычайно разозлило, что компания Skyguide взяла на себя только "частичную ответственность" и приносила извинения очень сдержанно. Его также привело в ярость то, что он не мог поговорить с Питером Н. В отличие от 41 семьи погибших в авиакатастрофе, мужчина из Владикавказа сначала отказывался заключать мировую сделку с компанией Skyguide. По имеющимся сведениям, она выплатила каждой семье 150 тысяч долларов. 29 семей предъявляют иск на более высокую сумму. На прошлой неделе Калоев неожиданно согласился на компенсацию в размере 100 тысяч долларов.
Многие семьи погибших видят в россиянине не преступника, а жертву. Некоторые хотят в день начала процесса устроить пикет перед зданием швейцарского посольства в Москве. Они могут понять его в том, что в феврале прошлого года он снова поехал в Швейцарию с целью поговорить с диспетчером. Калоев нашел дом датчанина и вошел на террасу. Когда сотрудник компании Skyguide вышел, он показал ему фотографии своей жены, детей и их могилы. С точки зрения россиянина диспетчер отреагировал так, как будто он ничего знать не знает, записано в обвинительном заключении. Фотографии упали на пол. Тогда Калоев нанес удар.
С 14 февраля он находится в предварительном заключении. Ранее он находился в психиатрической клинике - врачи опасались, что он совершит самоубийство. "Ему никогда не бывает хорошо", - говорит его адвокат. Время от времени его навещает брат из России. Иногда еще заглядывает священник из аэропорта. Будет ли обвиняемый во время процесса сотрудничать со своим защитником, адвокат сам не знает. "У него есть своя воля и своя гордость", - говорит Хуг. Адвокат настаивает на том, что убийство было совершено в состоянии внезапно возникшего душевного волнения. За это он может получить до 10 лет. Если его признают виновным в преднамеренном убийстве, чего требует прокурор, Калоеву грозит 20 лет тюрьмы.
Жена убитого диспетчера вместе со своими тремя детьми уехала обратно в Данию. Раньше она тоже работала диспетчером в компании Skyguide. Компания выплатила ей денежную компенсацию за смерть мужа. Иногда она пишет своим бывшим швейцарским коллегам письма. Многие из них были на похоронах в Вингероде. На могильной плите в форме сердца написано: "Ты был для нас всем".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях