The Wall Street Journal | 25 октября 2005 г.
Большой секрет
Патрик Барта
Легкая жизнь в крошечном султанате, возможно, кончается. После многолетних доходов в Брунее беспокоятся о нефтяном богатстве
У его величества султана Хаджи Хассанала Болкия Мухизаддина Вадауллы возникла проблема: в его крошечном султанате на жарком и влажном острове Борнео правит нефть. А она может кончиться.
Много лет Бруней занимал значительное место на нефтяной карте мира, добывая нефть и газ. Получая свою долю доходов, султан и его родня стали одной из самых богатых семей мира. Их дом, где 1,8 тыс. комнат и 250 туалетов, считается самым большим в мире жилищем. Среди сверкающих безделушек клана - рука от кисти до локтя, сделанная из чистого золота. Султан опирается на нее подбородком, когда погружается в размышления.
Неплохо живется и 370 тыс. подданных его величества. Хотя многие из них живут в хижинах на сваях, они не платят подоходный налог, пользуются фактически бесплатным медицинским обслуживанием и часто учатся в лучших университетах мира за счет султаната. Бруней осыпает государственных служащих благами, среди которых беспроцентные ссуды на приобретение жилья и автомобилей.
"Работа - это последнее, о чем думают люди", - сказал 17-летний Заед Хани, которого я встретил однажды вечером в кафе T.T. Blues, где он пил кофе с друзьями. Правительство, заявил он, постоянно заботится о народе.
Но и при цене нефти, перешагнувшей 60 долларов за баррель, многие опасаются, что дни привольной жизни сочтены. Производство нефти было на пике в 1979 году, и сегодня аналитики полагают, что в ближайшее десятилетие султанату грозит значительное сокращение добычи. В прошлом году Бруней добывал 206 тыс. баррелей нефти в день, чуть меньше, чем за год до этого.
"Говорят, что будет еще нефть, - сказал сидящий возле универмага 22-летний студент Абдул Зайниди. - Но мы знаем, что это не так".
На долю нефти и газа приходится более 90% брунейского экспорта. При нынешних тенденциях даже оптимисты в правительстве признают, что невозможно и дальше оказывать поддержку молодым людям, которых ежегодно выпускает местный университет. Средний возраст жителя Брунея 27 лет, тогда как в США этот показатель равен 36 годам.
В июле в ежегодном обращении к нации по случаю дня своего рождения султан говорил о необходимости диверсификации и заверил подданных в том, что правительство "не благодушествует" по поводу привлечения иностранных инвестиций. После многих лет вялых попыток это сделать сегодня он посылает лучших из лучших в новые отрасли - туризм, нефтехимический и банковский сектор.
В Брунее не редкость последние модели BMW и предприятия фаст-фуда вплоть до Dairy Queen. Отделения иностранных банков в центральном районе Бандар Сери Бегаван обслуживают денежных клиентов из числа местных жителей. Но превратить султанат в новый азиатский центр туризма и промышленности будет нелегко.
Здесь, в соответствии с законом ислама, не продают спиртное. Не идет на пользу делу и то, что султан, который по совместительству работает премьер-министром, министром финансов и министром обороны, не спешит делиться важной информацией. Например, реальные размеры нефтяных резервов Брунея - это большой секрет. Никто кроме правительственного инвестиционного агентства не знает, сколько денег отложено у страны на черный день.
Что касается экономической диверсификации, то "все шумят ради того, чтобы успокоиться, но ничего не происходит", говорит журналист Игнатиус Стивен. "Это благодушие, которое очень трудно стряхнуть".
Экономист ING в Сингапуре Тим Кондон называет Бруней и его перспективы головоломкой. По его словам, хотя он не хочет списывать Бруней со счетов, в регионе ему достается то, что получает самый медлительный.
История Брунея восходит как минимум к XIV веку. Не одно столетие он правил огромными территориями в Юго-Восточной Азии. Но к XIX веку империя превратилась в клочок земли на Борнео, острове, принадлежащем Малайзии и Индонезии. В 1929 году заморские землепроходцы нашли нефть и в какой-то мере восстановили былую славу Брунея.
Некоторые чиновники считают формулу, в которой присутствует только нефть, рискованной, особенно после краха брата султана принца Джефри в 1990-х годах. Джефри, который был министром финансов, потерял на неудачных инвестициях не меньше 15 млрд долларов.
В 1990-е годы султан считался самым богатым человеком в мире. Но богатство Брунея иссякает и, по оценке журнала Forbes, у его величества остались последние 20 млрд долларов, тогда как в середине 1990-х годов его состояние оценивалось не менее чем в 30 млрд долларов.
Его люди не дремлют. Во главе с Советом экономического развития Брунея они разработали стратегию, направленную на все сразу, от пропаганды туризма до строительства глубоководного порта. Чтобы завлечь любителей пешего туризма и игроков в гольф, они создали совет по туризму и бросили рекламный слоган: "Зеленое сердце Борнео" - пропагандируя девственные джунгли Брунея.
Чиновники, отвечающие за экономическое развитие, пустились в путь, чтобы разрекламировать Бруней инвесторам в Токио и других финансовых столицах. Они обращались с предложениями не менее чем к 26 операторам портов и судоходным компаниям, предлагая даже оплатить 70% расходов, но так и не заключили сделку.
Компания Alcoa Inc. рассматривает возможность размещения здесь одного из своих заводов по выплавке алюминия. Но компания рассматривает множество вариантов. До соглашения с султанатом еще далеко, говорит пресс-секретарь Alcoa Кевин Лоури.
Инфраструктура страны удивляет. Обилие роскошных гостиничных номеров, в одном из которых множество ковров с золотой нитью, не увеличивает числа постояльцев. Отели заполнены примерно на 30%. Доступ на машине к немногочисленным пляжам ограничен, и туристам приходится продираться сквозь кустарник, чтобы добраться до воды.
Даже парк аттракционов Jerudong уже не так привлекателен, как раньше. Вечерами в стареющем парке практически пусто, по лужайкам ходят бродячие коты, открыто меньше десятка аллей. Ричард Роузвелл, 35-летний британец, пожаловался на то, что в парке нечего выпить. "Британцы любят пиво", - сказал он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях