The Wall Street Journal | 25 октября 2006 г.
Вдохновляет ли Путин националистов?
Гай Чейзан
Влияние сторонников жесткой линии растет, несмотря на официальную позицию Кремля
Риторика и политика, взятые на вооружение президентом Владимиром Путиным, ранее были уделом исключительно крайних националистов, но теперь они подхлестывают российских реакционеров и узаконивают взгляды, которые прежде находились за пределами политически допустимого.
Недавние призывы Путина к введению квот для иностранцев, его упоминания "этнических" криминальных групп и депортация грузинских рабочих дали козыри в руки экстремистских группировок, утверждающих, что их идеи теперь получили одобрение Кремля.
Дрейф Кремля в сторону национализма происходит на фоне растущих изоляционистских настроений российской правящей элиты, которая отвечает на международную критику ситуации с правами человека и демократией в России тем, что занимает круговую оборону и бранит западные правительства.
Некоторые опасаются, что Путин рискует утратить контроль над ксенофобскими настроениями, которые он эксплуатирует. "Кремль должен понимать опасность такого рода риторики, - говорит либеральный законодатель Владимир Рыжков. - Подобное разжигание межнациональной розни может привести к развалу России".
В самом Кремле отрицают любые перемены в политической линии. "В стране, подобной России, с таким большим числом этнических групп и религиозных меньшинств, любая форма национализма и экстремизма была бы болезнью с катастрофическими потенциальными последствиями, - говорит представитель пресс-службы Путина Дмитрий Песков. - Мы используем все законные средства, чтобы этого не допустить".
Семь лет подряд Россия наслаждалась экономическим ростом, питаемым ценами на нефть, но в стране растет недовольство увеличивающейся пропастью между богатыми и бедными. Ультраправые националисты воспользовались этим недовольством и направили его против этнических меньшинств, которые они винят во всем - от уличной преступности до дефицита жилья.
Темнокожих южан с Кавказа правые особенно часто обвиняют в захвате контроля над рынками и выдавливании этнических русских. В условиях ксенофобских настроений иностранцы все чаще становятся жертвами преступлений на почве расизма.
Путин неоднократно осуждал такие нападения и превозносил иммиграцию как лекарство от недостатка рабочей силы, испытываемого Россией. Всего год назад Кремль вышиб правую партию "Родина" из избирательных списков на региональных выборах за антииммигрантскую телерекламу, которую суд счел расистской, и организовал смещение ее харизматического лидера Дмитрия Рогозина.
Но теперь даже Рогозин считает, что власти зашли слишком далеко. По его словам, правительство охвачено "шовинистической истерией", направленной на отдельных иммигрантов, вместо того чтобы заниматься тем, что он называет конфликтом между этническими меньшинствами и коррумпированной российской властью.
Вопрос об иммиграции долгое время оставался на периферии российской политики, но в прошлом месяце вышел на авансцену, когда в городе Кондопоге около финской границы случились волнения, направленные против чужаков. После того как во время драки в ресторане было убито двое русских, толпа сожгла магазины, принадлежавшие чеченцам. Ультраправые ухватились за это насилие как за доказательство опасности иммиграции.
По мнению аналитиков, власти, похоже, пытаются перехватить инициативу у своих ультраправых оппонентов. "Это попытка обхитрить радикалов, украв их лозунги", - говорит заместитель руководителя Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Действительно, в следующем году в России должны пройти парламентские выборы, а еще через год - президентские, так что, как говорят наблюдатели, Путину придется искать расположения националистически настроенных избирателей.
Ужесточение путинской риторики началось в сентябре, когда Грузия обвинила четверых российских военных в шпионаже. Россия в ответ прекратила всякое транспортное и почтовое сообщение с Грузией. Позднее власти начали закрывать в России рестораны и казино, принадлежащие грузинам, и депортировать сотни граждан грузинской национальности.
Затем Путин расширил фронт атаки. 5 октября он призвал к ужесточению иммиграционного законодательства и введению квот на количество иностранных работников в некоторых отраслях экономики, в особенности на оптовых и розничных рынках, которые, как он заявил, контролируются "этническими" криминальными группами. Власти должны "защищать интересы российских производителей и коренного населения России", - заявил он министрам. Через несколько дней милиция уже проводила рейды на рынках российских городов, хватая темнокожих торговцев и нередко высылая их.
В разыгрывании националистической карты есть большой риск. Наблюдатели считают, что Путин может в конце концов оттолкнуть от себя некоторых самых важных своих союзников, таких, как могущественные лидеры Татарстана и Башкортостана, двух богатых нефтью, преимущественно мусульманских и традиционно преданных Кремлю республик на Волге, в которых, тем не менее, сильны сепаратистские настроения.
Кроме того, Путин восстанавливает против себя своих прежних сторонников из числа либералов. Один из них - Марат Гельман, известный галерист, ставший одним из ведущих российских политических консультантов и помогавший Путину в ходе избирательной кампании 2000 года.
В субботу на галерею современного искусства Марата Гельмана напала группа из примерно 10 человек, которые избили владельца галереи и разгромили выставку работ грузинского художника Александра Джикии. Гельман говорит, что на него напали по причине его борьбы с ультраправыми националистическими группировками и за то, что он продвигал нетрадиционное искусство. Антигрузинская кампания стала сигналом к атаке для тех, кто с ним расправился.
"Эти люди чувствуют, что правительство на их стороне, и поэтому могут действовать безнаказанно", - говорит Гельман.
Между тем чиновники утверждают, что ускорили перерегистрацию иностранных неправительственных организаций, работа которых была приостановлена на прошлой неделе в соответствии с законом, предусматривающим более жесткий государственный контроль над деятельностью подобных организаций. Регистрационные органы вчера сообщили, что разрешили примерно 40 организациям возобновить работу и ускорили процедуру регистрации остальных. Путин говорил ранее о недопустимости вмешательства в российскую политику групп, финансируемых из-за рубежа.
Деятельность организаций Human Rights Watch и Amnesty International вчера не была возобновлена, однако министерство юстиции было настроено оптимистично и заявило, что обе организации возобновят работу в ближайшем будущем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях