The New York Times | 25 октября 2007 г.
Россия ограничивает деятельность наблюдателей на выборах
К. Дж. Чиверс
Россия предпринимает дипломатические усилия для ограничения деятельности наблюдателей на выборах в государствах, возникших на территории бывшего СССР. Она предполагает значительно уменьшить численность сотрудников таких миссий и наложить запрет на публикацию их докладов непосредственно после выборов.
Эти предложения, распространенные Россией в качестве документа с грифом "конфиденциально" в венской штаб-квартире Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), предусматривают также, что наблюдателям запретят выступать с какими-либо публичными заявлениями о действиях государства в отношении выборов в течение нескольких дней после голосования.
Эти предложения в комплексе сильно затруднят деятельность дочернего органа ОБСЕ, который осуществляет мониторинг выборов. Между тем в России вскоре состоятся важные выборы - парламентские, назначенные на 2 декабря, а затем президентские, намеченные на будущую весну.
Кроме того, эти предложения являют собой очередную попытку Кремля добиться пересмотра стандартов государственного управления и международного сотрудничества, которые он принял после распада СССР, и, по-видимому, станут очередным "камнем преткновения" в отношениях с Западом.
Орган ОБСЕ, ведающий мониторингом, - Бюро по демократических институтам и правам человека (БДИПЧ) - направляет долгосрочные и краткосрочные группы наблюдателей, иногда численностью до нескольких сотен человек, на выборы во все государства постсоветского пространства.
Австрийский дипломат Кристиан Строхал, возглавляющий Бюро, отметил, что эти предложения, по-видимому, специально разработаны для ограничения силы и влияния объективных оценок действий государственных органов на выборах.
"Все это - попытка переосмыслить... нет, даже не переосмыслить, а демонтировать 10 лет одного из самых достоверных опытов мониторинга выборов, - сказал Строхал на прошлой неделе в интервью в Вене. - Тут прослеживается определенный принцип: дескать, не должно быть института, который вырабатывает свое мнение с профессиональной точки зрения в противоположность политической или дипломатической".
Сможет ли Россия навязать ОБСЕ свою позицию, неясно. Решения этой организации, насчитывающей 55 членов, должны приниматься единогласно. Под предложениями России также подписались еще 6 бывших республик СССР: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
По словам дипломатов, поскольку решения ОБСЕ принимаются единогласно, Россия в силах заблокировать другие решения на встрече министров иностранных дел государств-членов организации, которая должна состояться в конце ноября в Мадриде, и попытаться добиться уступок, которые могут ограничить возможности наблюдателей.
Россия также может принять односторонние меры, поставив условия перед наблюдателями на декабрьских выборах в Госдуму (нижнюю, 450-местную палату своего парламента). На последних выборах в Думу, в 2003 году, Россия прислала приглашения наблюдателям примерно за три месяца до их начала. В нынешнем году, хотя до выборов осталось чуть более пяти недель, Россия пока не пригласила наблюдателей к себе.
Владимир Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии РФ, отказался ответить на вопросы, представленные ему в письменной форме во вторник, о данных предложениях и планах пригласить наблюдателей. В среду пресс-служба Кремля также воздержалась от комментариев.
Но на этой неделе газета "Коммерсант" сообщила со слов пресс-секретаря ЦИК Андрея Давыдова, что в нынешнем году количество наблюдателей будет сильно ограничено. Организациям, как он сообщил, разрешат прислать несколько дюжин наблюдателей, а не 400, как предложила ОБСЕ.
Строхал сообщил, что Кремль даже не согласился разрешить небольшой группе наблюдателей заранее посетить Россию и прикинуть, каковы будут задачи миссии и сколько человек потребуется.
Обычно такая подготовительная работа проводится за несколько месяцев до выборов. Но Россия уперлась, хотя в прошлом она разрешала поездки с подобными целями. "Мы несколько раз запрашивали разрешение на миссию по установлению потребностей, - заметил Строхал. - Они спрашивали: "А что это за миссия такая?"
Член британского парламента Брюс Джордж, выполнявший обязанности наблюдателя на 18 выборах, в том числе в России, Грузии и Украине, отметил, что задержки уже препятствуют наблюдателям добросовестно выполнять их работу. Если позволить России навязывать еще более жесткие условия, сказал он, это воодушевит другие государства, имеющие традиции фальсификации выборов, и они тоже станут ставить свои условия в одностороннем порядке.
"Это составная часть широкой кампании по ослаблению БДИПЧ, - сказал Джордж. - Россия делает это, так как отлично знает: БДИПЧ благодаря своим методам и профессиональному уровню никогда не найдет российские выборы отвечающими критериям международного сообщества".
Дипломатические усилия России по ограничению деятельности миссий ОБСЕ и сопротивление административных властей - заключительный штрих, свидетельствующий, что Россия открыто отреклась от своих постсоветских обещаний поощрять политические свободы и плюрализм.
В 1990 году, когда Советский Союз уже двигался к распаду, Россия и государства, отделявшиеся от СССР, на встрече в Копенгагене согласились проводить свободные и справедливые выборы и разрешать их мониторинг силами независимых иностранных наблюдателей.
Но в последнее время Россия и другие автократические государства негодуют по поводу докладов наблюдателей по итогам выборов и их высказываний на пресс-конференциях, так как наблюдатели раз за разом заключают, что выборы, проводимые централизованными правительствами на прежнем советском пространстве, сильно не дотягивают до демократических стандартов. Иногда из докладов следует, что результаты выборов явно сфабрикованы.
В докладах высказываются сомнения в легитимности правительственных органов и их приверженности принципам демократии. Кроме того, эти документы стали общедоступным архивом злоупотреблений предвыборных периодов в данных регионах, в том числе подлогов при подсчете голосов, притеснения политической оппозиции официальными властями, использования государственных средств на поддержку предпочтительных кандидатов, препятствования оппозиционным партиям и кандидатам в регистрации, проведении собраний и ведении избирательной кампании.
Обычно США и ЕС пользуются этими заключениями для оценки политической атмосферы в странах бывшего СССР. Оппозиционные движения ссылаются на доклады как на доказательство несправедливого отношения или откровенного притеснения их со стороны государства.
Власти России и других государств заявляют, что доклады и заявления наблюдателей, распространенные после выборов, сыграли определенную роль в инициировании уличных акций протеста, благодаря которым были отменены сфальсифицированные результаты выборов в Грузии, на Украине и в Киргизии с 2003 года. Кремль охарактеризовал эту волну так называемых "цветных революций" как угрозу региональной стабильности и его собственной власти.
В 2004 году, когда "оранжевая революция" на Украине привела к отмене сфальсифицированных результатов выборов - а именно победы прокремлевского кандидата, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров осудил роль миссий наблюдателей в официальном заявлении, адресованном БДИПЧ.
Он заявил, что мониторинг выборов не только теряет смысл, но и превращается в инструмент политических манипуляций и дестабилизирующий фактор.
Если российские предложения будут приняты, то непосредственно после выборов публичных заявлений наблюдателей не будет, а значит, их можно будет заменить пресс-конференциями проправительственных наблюдателей, которые уже являются непременной частью программы государственных телеканалов.
Экземпляр документа, где изложены предложения, со штампом "для ограниченного пользования", был предоставлен New York Times неким западным дипломатом, который пожелал остаться анонимным, так как в соответствии с дипломатическим протоколом этот документ считается конфиденциальным.
Подлинность документа подтвердил российский дипломат, пожелавший остаться анонимным, так как он не уполномочен делать заявления по данному вопросу. Как сообщил дипломат, эти предложения будут активно обсуждаться на мадридской встрече министров иностранных дел. "Мы внесли эти предложения, чтобы поставить миссии наблюдателей БДИПЧ на прочный фундамент", - сказал он.
Согласно "списку основных принципов организации наблюдения представителей БДИПЧ за выборами национального уровня", распространенному российским представительствам, на наблюдателей будут возложены несколько ограничений.
Группы наблюдателей часто состоят из нескольких сотен человек, но в списке рекомендуется, чтобы они "включали не более 50 человек", причем число представителей одной страны должно составлять не более 5%. Доклады наблюдателей будут представлены правительству страны, где проходят выборы, а также в БДИПЧ только после официального объявления результатов голосования, которое обычно происходит не ранее, чем через неделю после выборов. В период между выборами и официальным объявлением результатов наблюдателям не разрешат выступать "с какими-либо публичными оценками выборов".
Публикация докладов будет производиться по отдельному решению всей организации, насчитывающей 55 членов. Эта процессуальная канитель, по словам дипломатов, наверняка гарантирует, что доклады вообще не дождутся публикации.
Высокопоставленный американский дипломат, пожелавший остаться анонимным, так как он не уполномочен высказываться по данному вопросу, заявил, что США будут возражать против этих предложений, но ныне почти нет шансов на полную и объективную оценку выборов в Думу.
"Увы, это упущенный шанс, - сказал он. - Когда придет время мадридской встречи, мы, наверно, все будем предаваться сожалению".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях