The New York Times | 25 октября 2010 г.
Основатель WikiLeaks в бегах, за ним по пятам следует скандальная слава
Джон Ф.Бёрнс и Рави Сомайя
У Джулиана Ассанджа походка человека, за которым гонятся, повествует The New York Times. В шумном ресторане он говорит полушепотом, опасаясь западных спецслужб. На интервью в Лондоне Ассанджа сопровождала целая свита, в том числе кинорежиссер, которому поручено фиксировать на видео все неприятные сюрпризы, пишут журналисты Джон Ф.Бёрнс и Рави Сомайя.
Ближайшие несколько недель Ассандж считает самыми тревожными: он приступил к публикации 391832 секретных документов о войне в Ираке, поясняет газета. WikiLeaks - "новое слово в истории разоблачительных материалов: тайны добываются оптом, хранятся в местах, недостижимых для властей и других сил, которые хотят их вернуть, а затем обнародуются одновременно и во всем мире сразу", - пишет газета.
Между тем некоторые товарищи Ассанджа порвали с ним, обвиняя его в сумасбродстве и деспотизме, в том, что он стоит на грани мании величия, но не осознает, что за обнародованные им секреты кто-то может поплатиться жизнью, пишет газета. Несколько коллег по WikiLeaks говорят, что он единолично решил опубликовать документы об Афганистане без изъятия имен афганских информаторов войск НАТО. В Швеции продолжается расследование по жалобе двух женщин, обвинивших его в непристойных приставаниях и изнасиловании. Ассандж заявляет, что все происходило по доброму согласию. Однако Швеция уже отказала ему в виде на жительство. "Это помеха для Ассанджа, ищущего надежное место обитания для себя и базу для WikiLeaks", - поясняют корреспонденты. В интервью газете в Лондоне Ассандж признался, что иногда невольно мечтает о тюрьме: "там можно целый день провести с книгой", и тогда осознает, что в его жизни многовато стрессов.
Сотрудники Пентагона и министерства юстиции США потребовали, чтобы Ассандж вернул все правительственные документы, которыми располагает, не публиковал новых и не требовал новых американских материалов. "Вместо ответа Ассандж пустился в бега, но не нашел себе убежища", - говорится в статье. В конце сентября при перелете из Стокгольма в Берлин бесследно исчез багаж Ассанджа - сумка с тремя ноутбуками. Ассандж приехал в Великобританию, где по своему австралийскому паспорту может прожить полгода. В Австралии министры дали понять, что пойдут навстречу США, если там на Ассанджа заведут уголовное дело.
"Ассанджа атакуют и изнутри его организации", - пишет газета. После скандала в Швеции трения накалились до предела, и несколько ближайших соратников Ассанджа публично заявили о выходе из WikiLeaks. Правда, товарищи признают, что его способности принесли организации большую пользу. "Оппоненты Ассанджа также заявляют, что он организовал вендетту против США. В лондонском интервью Ассандж назвал Америку все более милитаризированным обществом и угрозой для демократии", - пишет газета. Он также заявил: "Соединенные Штаты напали на нас, и мы вынуждены прибегнуть к самообороне".
Многие разоблачения WikiLeaks - например, сведения о внесудебных казнях в Кении и Восточном Тиморе и видеозапись расстрела мирных граждан американскими вертолетами в Багдаде, - приветствовались ее сторонниками. Но теперь Amnesty International и Reporters Without Borders вслед за Пентагоном заявили, что публикацией имен афганцев, которые сотрудничают с американцами, организация ставит под угрозу человеческие жизни. Некий представитель "Талибана" под псевдонимом Забиулла Муджахид сказал, что специальная комиссия талибов изучает документы с WikiLeaks и талибский суд примет решения по лицам, которые там упомянуты. Ассандж в оправдание заявляет: публикация документов в первозданном виде приносит огромную пользу.
"На вопросы о непрозрачном финансировании WikiLeaks, судьбе Брэдли Мэннинга, подозреваемого в передаче секретных документов об Ираке и Афганистане, и том факте, что WikiLeaks, по-видимому, не подотчетна никому, кроме него самого, Ассандж реагировал болезненно - назвал вопросы кретинскими, поверхностными и детсадовскими", - пишет газета. В конце лета Ассандж говорил о нынешнем положении Мэннинга как о неизбежном побочном эффекте разоблачения. Но в Лондоне он назвал Мэннинга политзаключенным, хотя и не подтвердил, что документы о войнах исходили именно от него.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях