Der Spiegel | 25 октября 2011 г.
Спецслужбы Сталина в погоне за немецкими дипломатами
Редакция
В конце войны советские спецслужбы по приказу Иосифа Сталина охотились за немецкими дипломатами. Те, кого удавалось схватить, оказывались на Лубянке. Протоколы допросов теперь стали достоянием общественности, пишет Der Spiegel.
Алексею Матвеевичу Сидневу, генералу советской контрразведки, было 38 лет, когда летом 1945 года он занял самую важную в его профессиональной карьере должность. В задачи его подразделения входил розыск и поимка в занятом Берлине ведущих деятелей гитлеровского режима. Уже в июне того же года он получил задание найти Йоахима фон Риббентропа, министра иностранных дел Третьего рейха.
"Через 6 дней Риббентропа схватили - но сделали это британцы. Эта неудача подстегнула Сиднева и его людей к более активным поискам именитых функционеров внешнеполитического ведомства поверженной Германии, затаившихся в Берлине", - продолжает еженедельник. И уже в середине августа Сталин получает рапорт о том, что контрразведке удалось схватить 374 человек - и не только в Берлине, а по всей Восточной Европе. Среди них такие экс-дипломаты, которых наряду с военными можно было обвинить в развязывании войны, как экс-посол в Багдаде Фриц Гробба, посланник по особым поручениям Гитлера в Румынии Карл Клодиус, последний посол рейха в Болгарии Адольф-Хайнц Бекерле. Большинство задержанных оказались на Лубянке, допрашивались там в течение нескольких месяцев и получили в основном сроки не менее 25 лет. Тогда протоколы допросов надолго были упрятаны в секретные архивы. Теперь историки получили к ним доступ и обработали порядка 189 документов. Они были опубликованы вместе с письмами, прошениями о помиловании и дневниками заключенных.
"Редко когда удается получить доступ к подобным малоизвестным деталям внешней политики Третьего рейха. Так, из книги становится известно о том, как болгарский царь Борис III был вынужден пойти на сделку с Гитлером, выступив против Югославии и Греции. Как бывший посол Берлина в Багдаде инсценировал государственный переворот и при помощи иерусалимских муфтиев должен был сформировать арабскую лигу для борьбы с "англичанами, евреями и большевиками". Или о том, что Папа Римский Пий XII сотрудничал с нацистами".
Протоколы допросов, со своей стороны, представляют собой и своего рода психограммы. "Тот, кто их читает, невольно оказывается в комнатах для допросов на Лубянке, отслеживает манеру задавать вопросы следователей, которые ведут себя то сдержанно, то агрессивно. (...) Из допросов видно, что и дипломаты ведут себя по-разному: одни дают бездумные ответы, другие взвешивают каждое слово, третьи - очерняют своих бывших коллег или соглашаются на все, лишь бы появилась надежда на освобождение".
Из протоколов, продолжает автор публикации, очевидно явствуют интересы сталинских спецслужб. Следователи на допросах искали прежде всего доказательства того, что и немецкие дипломаты внесли свой вклад в разворачивание войны против Советского Союза. В этом деле удачей стала поимка последнего посла Гитлера в Софии Бекерле. В ходе допросов выяснилось, что через него Гитлер обещал болгарам в случае поддержки греческие и югославские территории.
При этом, замечает издание, тема преследования евреев Сталина не интересовала. Другой задачей следователей был сбор максимального количество информации о тех соотечественниках, которые предположительно сотрудничали с нацистами - "поиски шпионов стали одержимостью Сталина".
Одной из самых интересных представляется судьба журналиста Херманна Пётцгена, который с 1937 года был московским корреспондентом Frankfurter Zeitung, сегодня - Frankfurter Allgemeine Zeitung. Во время войны он работал немецким пресс-аташе в европейских городах, а в 1944 году был арестован и доставлен в Москву. Там его обвинили в шпионаже, говорится в статье. Отсидев 15 лет в тюрьме, он вернулся в Германию, чтобы вскоре снова добровольно поехать в Советский Союз, где он и умер в 1976 году.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях