Die Welt | 25 октября 2017 г.
Сеть Путина
Павел Локшин
Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер едет в Москву. С начала кризиса вокруг Крыма существует напряженность в отношениях Москвы и Берлина, однако среди доверенных лиц, которыми окружил себя Владимир Путин, есть и немцы, пишет московский корреспондент Die Welt Павел Локшин.
"Система власти российского президента основывается не на бюрократической иерархии, а на личных отношениях, многие из которых выстраивались десятилетиями", - замечает журналист, делая обзор наиболее значимых контактов Путина.
"В мае 2001 году к удивлению отраслевых экспертов Путин предложил кандидатуру Алексея Миллера на пост главы газового монополиста "Газпром". Почему именно этот неприметный бюрократ? Тогда казалось, что другие кандидаты лучше подходят на роль реформаторов увязшего в коррупции и кумовстве госконцерна", - говорится в статье.
По утверждению автора, Путин тогда искал, на кого он мог положиться. Миллер "работал под началом Путина с начала 1990-х в администрации Санкт-Петербурга и проявил себя как лояльный исполнитель, которому чужда личная инициатива". "За 16 лет, которые Миллер провел в кресле председателя правления "Газпрома", Путин получил полный контроль над газовым гигантом, сам Миллер при этом оставался в тени. В отличие от Игоря Сечина, главного исполнительного директора "Роснефти", он не демонстрирует властных амбиций", - пишет Die Welt.
"Бывший личный секретарь Путина Игорь Сечин забрался на самый верх карьерной лестницы - он контролирует крупнейший в России нефтяной концерн. И если в прошлом критики, посмеиваясь, называли его "тенью Путина", то теперь им явно не до шуток. Бывший военный переводчик, работавший в прошлом на КГБ, сегодня Сечин считается вторым по значимости человеком в государстве. Сечин боготворит Путина, - повествует Локшин, - а себя считает чем-то вроде политического телохранителя президента".
"Еще в начале 2000-х, будучи заместителем главы кремлевской администрации, он пытался оградить Путина от контактов с чиновниками и бизнесменами, в патриотизме которых сомневался", - пишет Локшин, в качестве примера приводя Михаила Ходорковского, бывшего главу нефтяного концерна ЮКОС, с 2003 по 2013 год сидевшего в тюрьме по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. "Сегодня Сечин конкурирует за благосклонность президента с либеральным крылом в правительстве - его основным оппонентом считается Дмитрий Медведев", - говорится в статье.
"Сегодняшнего премьер-министра Путин знает более 25 лет. (...) Они познакомились в 1991 году, когда юрист Медведев консультировал городской комитет по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга, который тогда возглавлял Путин", - сообщает журналист.
Доверие Путина к молодому коллеге было настолько велико, что он передал ему президентство, пока сам в период 2008-2012 годов занимал кресло премьера. "В окружении Путина Медведев, которого считают сторонником либерализма в экономике, представляет собой противовес "силовикам", представителям спецслужб и армии", - пишет Локшин.
Еще один представитель ближнего круга президента, Сергей Чемезов, возглавляет сегодня оборонный концерн "Ростех". "Они познакомились в 1980-е годы в Дрездене, где будущий президент России был сотрудником КГБ, а Чемезов - главой представительства советского атомного предприятия и "внештатным" агентом КГБ. Они были соседями и быстро подружились, сохранив тесные контакты и по возвращении в Россию", - передает автор.
Когда в 1999 году Путин получил от Бориса Ельцина должность премьер-министра, он предоставил Чемезову работу в госкомпании, занимающейся экспортом вооружений. "Старый товарищ Путина быстро обеспечил тому контроль над львиной долей структур в доходной оборонной отрасли", - пишет Локшин. В 2007 году в лице "Ростеха" был создан гигантский холдинг, объединивший под одной крышей сотни независимых госпредприятий. "Сегодня Чемезов считается теневым министром Путина по оборонной промышленности, однако, как и в случае с Сечиным, его влияние выходит далеко за пределы отрасли", - говорится в статье.
"Ни один другой иностранец не имеет таких тесных связей с Владимиром Путиным, как бывший офицер "Штази" Маттиас Варниг, - продолжает автор. - В настоящее время, по некоторым данным, он встречается с Путиным в Кремле каждые три недели - Варниг является исполнительным директором компании "Норд Стрим АГ". Оба экс-шпиона должны знать друг друга еще по Дрездену, однако Варниг упирает на то, что познакомился с Путиным лишь в 1991 году в Санкт-Петербурге, когда приехал утрясать дела, связанные с открытием представительства Dresdner Bank в северной столице". Супруги Варниг и Владимир Путин с его тогдашней женой Людмилой даже проводили вместе отпуск в Давосе.
"Варниг не может соперничать по влиянию с Сечиным или Чемезовым, однако для отношений с западными партнерами и контроля за местными действующими лицами он незаменим", - пишет Локшин.
"Аркадий Ротенберг, "король госзаказа", строит трубопроводы для "Газпрома" - а также гигантский мост, который призван соединить Россию с оккупированным Крымским полуостровом. Стоимость проекта более 3 млрд евро. На подходе новый проект: Ротенберг должен будет заняться строительством моста к острову Сахалин на Дальнем Востоке. Только в прошлом году его строительные компании получили госзаказов примерно на 8 млрд евро".
По мнению журналиста, может иметь значение и то, что Ротенберг - самый давний друг Путина: они познакомились, когда нынешнему президенту было 12 лет.
Юрия Ковальчука, физика по образованию, Путин знает с 1991 года. В то время начинающий бизнесмен основал Ассоциацию совместных предприятий Санкт-Петербурга, и помог ему в этом проекте Владимир Путин.
"В середине 1990-х Ковальчук был одним из тех, кто вместе с Путиным основал известный дачный кооператив "Озеро", - продолжает автор статьи. Сегодня Ковальчук - миллиардер-медиамагнат, в империю которого входят вещающие по всей стране прокремлевские каналы. "Олигарха считают личным банкиром Путина: через его банк "Россия", согласно "панамскому досье", на офшорные счета отправились миллиарды долларов, якобы принадлежащие Путину. После аннексии Крыма банк попал в американский санкционный список, ему на помощь пришел Центробанк, а Владимир Путин демонстративно открыл счет в банке "Россия".
И наконец, Герхард Шредер. Новый глава совета директоров "Роснефти" Шредер - возможность для Путина придать налет международной легитимности сырьевому экспортеру, одновременно являющемуся инструментом геополитики. "Шредер - часть европейской политической элиты, и он так дружественно настроен в отношении России, как мало кто из политических тяжеловесов его уровня", - пишет Локшин.
Дружеские отношения между Путиным и Шредером основаны на доверии - "в ближнем кругу Путина по-другому и быть не может", резюмирует журналист.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях