The Wall Street Journal | 25 сентября 2001 г.
Россия тщательно обдумывает свою позицию
Гай Чейзан
США готовятся нанести ответный удар по предполагаемым организаторам атак на Нью-Йорк и Вашингтон. Президенту Путину необходимо делать самый сложный выбор за все время своего пребывания по президентском посту - он должен решить, насколько далеко может зайти Россия, поддерживая войну Америки против терроризма.
В субботу президент США Джордж Буш почти час говорил по телефону с Путиным, отдыхающим на черноморском курорте Сочи. В воскресенье Путин встретился с высокопоставленными представителями российского министерства обороны и служб безопасности и поговорил по телефону с президентами всех пяти бывших советских среднеазиатских республик, три из которых граничат с Афганистаном.
Россия, имеющая многотысячные войска в Таджикистане на границе с Афганистаном и по сути контролирующая базы, расположенные возле территорий, удерживаемых Талибаном, может сыграть ключевую роль в планировании американской военной операции. США хотели бы, чтобы Россия разрешила им использовать базы ВВС в Средней Азии при проведении предполагаемой кампании против Усамы бен Ладена. В этом случае войска США впервые бы дислоцировались на территории бывшего Советского Союза.
По словам знакомого с ситуацией источника, на прошлой неделе в Узбекистане, граничащем с Афганистаном, приземлился транспортный самолет ВВС США. Информационное агентство ?Интерфакс? сообщило, что два американских транспортных самолета С-130 привезли в Узбекистан 100 американских военнослужащих и некое техническое оборудование.
Доступ на военно-возлушные базы в Средней Азии может помочь решить материально-технические проблемы, с которыми сталкивается армия США. Московские военные аналитики говорят, что Вашингтон хотел бы использовать военный аэропорт под Душанбе (столица Таджикистана), что в сорока минутах полета от афганской границы, и две базы в Узбекистане, одна из них находится возле Ташкента, другая возле Термеза, расположенного у афганской границы. Кроме того США могут проявить интерес к бывшей советской военной базе в Баграме на севере Афганистана, которую Россия по некоторым сообщениям до сих пор использует для предоставления помощи антиталибскому Северному Альянсу. Она находится всего в 65 км. от Кабула.
Российские политики и эксперты говорят, что в качестве платы за использование военных баз Россия могла бы потребовать США пойти на уступки по различным спорным вопросам - в частности по вопросам о системе национальной противоракетной обороны и расширении НАТО к российским границам.
?Впервые с 1945 г. у США и России появился общий враг, - сказал Сергей Рогов, глава Института США и Канады. - Если лидеры обеих стран поймут это, откроются новые возможности для российско-американских отношений?.
В интервью, опубликованном в прошедшие выходные, Путин сказал, что Россия готова сотрудничать с США ?в самом широком смысле слова?, но не будет напрямую участвовать в военных действиях, поскольку уже борется с терроризмом в Чечне и не может позволить себе открыть второй фронт. Кроме того, он заявил, что Россия опасается, что после начала конфликта в Таджикистан и в другие бывшие советские республики хлынет поток беженцев и ?дестабилизирует внутреннюю политическую ситуацию там?.
России следует играть роль, ?только если она будет принимать участие в планировании операций и получит гарантии безопасности на тот случай, если подвергнется террористическим атакам, - сказал Алексей Арбатов, заместитель председателя комитета по обороне российского парламента. - Пока США ничего подобного нам не предложили?.
Официальная газета российской армии ?Красная Звезда? организовала круглый стол. Участники заявили, что Америка, поддерживавшая исламских экстремистов, которые боролись с советскими войсками в восьмидесятых, может винить только саму себя за появление таких террористов, как бен Ладен, и обвинили США в том, что они не понимают социальные корни антиамериканских настроений в Третьем мире.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях