The Guardian | 25 сентября 2007 г.
Забастовка парализовала General Motors
Эндрю Кларк
Вчера недовольные сотрудники покинули заводы General Motors по всем Соединенным Штатам после того, как профсоюз работников автомобилестроения призвал к общенациональной забастовке из-за разногласий по вопросам страхования здоровья и защиты от новых увольнений.
Это крупнейшая промышленная стачка в США за последние семь лет. В результате второй по величине производитель автомобилей в мире практически замер, прекратилось производство машин таких марок, как Chevrolet, Cadillac, Hummer и Buick. Забастовка может стать серьезнейшим препятствием для оставшейся без денег компании, которая намеревалась компенсировать прошлогодние потери - 2,2 млрд долларов (1,1 млрд фунтов).
После диалога, продолжавшегося два месяца и достигшего наивысшего накала во время переговоров, шедших всю ночь, Союз работников автомобилестроения (UAW) назначил крайний срок для соглашения с руководством компании - 11:00. К этому времени рабочие потребовали определить коллективные условия новых долгосрочных соглашений. Когда же к установленному часу договориться не удалось, профсоюз велел 73 тыс. своих членов прекратить работу. Спустя несколько минут сотрудники начали покидать заводы в автомобильном центре США - Мичигане - и по всей стране.
Профсоюзные лидеры раздавали им плакаты с лозунгами наподобие "У американцев есть права" и "НАФТА банкротит Америку". НАФТА - соглашения о свободной торговле, которые обвиняют в наплыве дешевых азиатских автомобилей на рынки США.
Глава UAW Рон Геттелфингер заявил на пресс-конференции в Детройте, что компания отказывается пойти на уступки по ключевым вопросам. "Переговоры шли в одностороннем порядке, GM собиралась сделать по-своему за счет рабочих, - сказал он. - Назначенный крайний срок компания встретила так, словно ей было все равно".
Переговоры должны были возобновиться сегодня, однако Геттелфингер предупредил, что забастовка не прекратится, если General Motors срочно не пообещает уступок. "Сейчас мы намерены потребовать от компании немедленных шагов". В центре конфликта оказалась крупная задолженность компаний General Motors, Ford и Chrysler по здравоохранению и пенсиям. Медицинская страховка увеличивает цену каждого автомобиля на 900-1400 долларов, и затраты одной только General Motors оцениваются более чем в 50 млрд долларов.
Компания хочет возложить часть этих обязательств на фонд, который будет находиться в управлении профсоюза, однако сторонам не удалось договориться об условиях его работы. Вторым камнем преткновения стали требования UAW гарантировать неприкосновенность рабочих мест - не так давно работы лишились 34 тыс. сотрудников компании.
Дэвид Хейли, аналитик группы Burnham Securities, говорит, что длительный простой обойдется General Motors в 325-350 млн долларов в неделю. Однако несколько дней забастовки могут привести к тому, что компания лишь заработает.
"Как ни странно, в подобных ситуациях сначала доходы компании возрастают.
Выплаты прекращаются, однако General Motors продолжит получать доход от продаваемых автомобилей", - объяснил он.
"Полагаю, это будет непродолжительная забастовка, поскольку стороны близки к соглашению. Вероятно, профсоюз считает, что немного драматизма поможет довести дело до конца".
Как и ее американские конкуренты, General Motors пытается справиться с ростом цен на топливо, алюминий, пластик и сталь. Рекордные цены на бензин приводят к тому, что покупатели с большей охотой переходят на экономичные автомобили, которые поставляют азиатские конкуренты.
В своем кратком заявлении General Motors выразила "разочарование" в связи с забастовкой и "полную готовность" к сотрудничеству с профсоюзом.
Глава компании Рик Уэгонер в выходные провел совещание со своими коллегами из Ford и Chrysler, которые ведут аналогичные переговоры и внимательно следят за происходящим.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях