The New York Times | 25 сентября 2007 г.
Православие вернулось в российские школы
Клиффорд Дж. Леви
Один из самых яростных споров, раздирающих российское общество, происходит в государственных школах вроде той, что находится в городе Коломна, неподалеку от Москвы. Учительница Ирина Доншина отложила в сторону учебники, вышла к доске перед своим вторым классом и, точно обращаясь с амвона, задала детям простой вопрос: "У кого мы должны учиться делать добро?"
"У Бога!" - ответили дети.
"Правильно! - сказала Доншина. - Ведь люди, которых он сотворил, распяли его. Но что он сделал - стал их ругать, проклял, возненавидел? Разумеется, нет! Он продолжал любить их и чувствовать к ним жалость, хотя за долю секунды мог бы уничтожить всех нас и весь мир".
Спустя почти двадцать лет после распада Советского Союза и возвращения религии в общественную жизнь местные власти в России все чаще принимают постановления о том, что необходимый элемент полноценного образования в государственной школе - изучение детьми Русской православной церкви, включая ее традиции, литургику и личности исторических деятелей.
Такие уроки обычно вводятся по настоянию церковных иерархов, которые утверждают, что навязанный сверху атеизм при коммунистическом режиме заставил россиян утерять связи с верой, которая когда-то была средоточием их национальной идентичности.
Новая школьная программа отражает продолжающуюся в стране борьбу за формулирование ответа на вопросы "Что значит быть россиянином в посткоммунистический период?" и "Какую роль должна играть религия после того, как при советской власти ее жестоко подавляли?". Однако стремление возрожденной Церкви вплести свои догматы в программу образования вызвало отпор, причем не только со стороны реликтов компартии.
Критики этой идеи утверждают, что высшие иерархи РПЦ ослабляют действие конституционного принципа отделения Церкви от государства, занимаясь проповедованием веры в государственной школе. Они также говорят, что Россия - это многонациональное, плюралистическое государство, которое рискует оттолкнуть от себя многочисленное меньшинство мусульманского вероисповедания, если российское православие приобретет черты государственной религии.
Церковь называет эти обвинения беспочвенными, подчеркивая, что эти учебные курсы носят культурологический, а не религиозный характер.
По крайней мере, ученики из класса Доншиной понимают главную тему курса по-своему. "Человек должен любить Бога, - сказала Кристина Пособилова. - Мы должны верить только в Бога".
Недавно спор резко обострился, когда десять видных российских ученых, в том числе два нобелевских лауреата, направили президенту Владимиру В. Путину письмо, в котором протестовали против того, что назвали "ползучей клерикализацией" российского общества. Ученые раскритиковали не только преподавание основ религии в государственных школах, но и усилия Церкви по признанию научных степеней в богословии, а также присутствие священников РПЦ в качестве капелланов в армии.
Местные власти проводят политику в области образования под общим надзором Москвы, хотя им разрешаются некоторые вольности. В некоторых регионах изучение православия является обязательным, в других детей могут освободить от этого предмета по желанию родителей, хотя лишь немногие родители принимают такое решение. Есть также регионы, где подобные постановления не приняты.
Путин, хотя обычно он не стесняется отменять постановления местных властей, старается не вмешиваться в данный вопрос. В сентябре он сказал, что предпочел бы, чтобы дети знакомились с религией в целом, особенно с четырьмя вероисповеданиями, которые имеют в России долгую историю - русским православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Но президент, запечатленный на фотографиях с нательным крестом и иногда посещающий церковные службы и другие подобные мероприятия, не заявил, что масштаб нынешней практики следует умерить.
Он сказал, что нужно нащупать форму, которая была бы приемлемой для всего общества, и предложил подумать над ней всем вместе.
По данным соцопросов, приблизительно от половины до двух третей россиян считают себя православными. Этот показатель резко вырос со времен распада СССР в 1991 году. Священнослужители часто участвуют в официальных мероприятиях, а простые люди часто носят кресты. Но Россия остается глубоко секулярной страной, и большинство россиян говорит, что никогда не ходит в церковь.
От 10 до 15% россиян - мусульмане. Большая их часть проживает на юге, хотя в Москве и других крупных городах есть большие мусульманские общины. Число лиц иудейского вероисповедания ввиду эмиграции и ассимиляции сократилось до нескольких сотен тысяч, тогда как население страны в целом составляет 140 млн. Мусульманские и иудейские религиозные иерархи обычно возражают против введения курса православия в школе, хотя некоторые из них утверждают, что школам нужно разрешить вводить его в программу как факультативный предмет.
"Мы не хотим, чтобы мусульманских детей заставляли изучать другие религии, - отметил Марат-Хазрат Муртазин, ректор Московского исламского университета. - Мусульманам следует изучать их собственную религию".
Во времена Российской империи Русская православная церковь пользовалась огромным влиянием, так как православие было государственной религией, и практически все дети изучали в школе православие в форме предмета, который назывался "закон божий".
Один из ученых, поставивших свои подписи под письмом Путину, - Жорес И. Алферов, удостоенный в 2000 году Нобелевской премии по физике, выразил опасения, что страна возвращается в прежние времена. Он вспомнил, что его собственный отец должен был изучать закон божий в правление последнего царя Николая II.
"Церкви хочется привлечь больше верующих, - сказал Алферов, парламентарий от коммунистического блока. - Но пусть она довольствуется своими религиозными и воскресными школами. В нормальных государственных школах это абсолютно исключено".
Глава РПЦ Патриарх Московский Алексий II неоднократно подчеркивал, что для того, чтобы ценить по достоинству искусство, литературу, наследие и историю России, дети должны знать основы православия. Письмо ученых Путину патриарх охарактеризовал как "отголосок атеистической пропаганды прошлых лет".
Пять лет тому назад Коломна, расположенная в 60 милях к югу от Москвы, стала одним из первых крупных городов, где этот предмет был включен в школьную программу. Местные церковные иерархи и чиновники управления по образованию отметили, что до революции Коломна была одним из центров православия: в городе имелось много соборов и монастырей, которые при коммунистическом режиме были снесены или использовались как склады. Учитывая историю этих мест, вполне разумно, чтобы школьники знакомились с православием, не правда ли? - вопрошали они.
"Я бы сказал, что цель такова: все существующие власти, и Церковь, и государство, должны обеспечить, чтобы люди, дети, знали свою историю и свои корни", - сказал местный священник Владимир Пахачев, участвующий в координации преподавания этого предмета.
Например, сказал отец Владимир, было бы абсурдно изучать русский язык, не узнавая о святых Кирилле и Мефодии, двух братьях, живших в IX веке, которым приписывается изобретение кириллицы - алфавита, который используется в русском языке. Братья Кирилл и Мефодий были монахами и крупными религиозными деятелями, и эту сторону их жизни игнорировать нельзя, отметил священник.
В государственной школе номер 3 в Коломне, находящейся в тени отреставрированного собора, курс основ православия посещается на добровольной основе. Он преподается один час в неделю обычными учителями. По словам сотрудницы школы Анны Кихтенко, не разу не было случая, чтобы родители просили освободить детей от посещения этого урока.
"Никакие права тут не нарушаются, - сказала она. - Что касается детей из мусульманских семей, то их родители часто говорят: "Мы живем среди православных людей. Мы тоже хотим, чтобы наши дети понимали, в чем их вера".
Оксана Тельнова, преподающая в 6-м классе, рассказала на уроке ученикам, как великий князь Владимир в 988 году принес на Русь православное христианство, отвергнув другие религии. Это событие церковь называет Крещением Руси. Некоторые дети зачитали вслух отрывки из Библии.
"Святое православие преобразило и возродило славянскую душу после того, как сделалось ее нравственной и духовной основой, - процитировала Тельнова слова патриарха Алексия II. - На протяжении веков христианство способствовало созиданию великой страны и великой культуры".
В соседнем классе Доншина, обучающая второклассников, вместе с детьми декламировала десять заповедей, а затем показала на крохотное голое дерево у доски.
"Вера в Бога не менее важна для каждого человека, чем корни - для дерева, - произнесла она. - Но наше дерево, к сожалению, засохло, совсем как может засохнуть человеческая душа, если не будет творить добра. Вот что происходит с людьми, которые не творят добра и не соблюдают Божьих заповедей".
Учительница попросила детей выбрать цветы из целого вороха. На одних цветах были написаны христианские добродетели, на других - нежелательные черты. Цветы с добродетелями предлагалось прикрепить к дереву.
В завершение урока она рассказала о русских святых, упомянув, что они "показали нам, как нужно жить, чтобы быть рядом с Богом". На этом она отпустила детей на перемену, но вначале дала каждому ребенку по шоколадной конфете.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях