The Independent | 26 ноября 2007 г.
Конференция в Аннаполисе
Дональд Макинтайр
Судя по всему, госсекретарь США Кондолиза Райс серьезно настроена на разрешение конфликта. Преуспеет ли она в том, что многим до нее не удалось?
На этой неделе госсекретарь США Кондолиза Райс собирает в Аннаполисе (Мэриленд) всех основных действующих лиц ближневосточного региона, кроме представителя Ирана. Саммит должен стать первым раундом серьезных переговоров по мирному урегулированию за последние семь лет.
Как возникла сама идея?
Идея проведения саммита стала единственной новостью, которая содержалась в июльской речи президента Джорджа Буша, посвященной Ближнему Востоку. Как раз в это время в регионе разгоралась кровавая междоусобица, закончившаяся тем, что "Хамас" захватил власть в Газе. Суть замысла, пусть незрелого, состояла в следующем: поскольку палестинский президент Махмуд Аббас объявил "Хамас" вне закона, снова создалась "благоприятная обстановка" для переговоров с освобожденным от "Хамаса" чрезвычайным правительством, которое было создано Аббасом на Западном берегу реки Иордан, и появилась возможность двустороннего урегулирования конфликта. Начало этим переговорам и должен положить саммит в Аннаполисе.
Может быть, ко вторнику уже будет готов проект договора?
Нет. Не похоже, что в Аннаполисе будут хотя бы намечены пути решения ожидающих своего часа крупных проблем, как-то: статус Иерусалима, границы и семьи палестинских беженцев войны 1948 года. Даже если во вторник будет обнародовано совместное палестино-израильское заявление, это будет не более чем соглашение о проведении переговоров по ключевым вопросам после конференции, но в таком случае можно ожидать, что заключение какого-либо договора состоится еще при Буше.
И каковы шансы, что события будут развиваться именно так?
Конечно, это первый серьезный шаг к урегулированию со времен провала переговоров в Кэмп-Дэвиде 2000 года и начала бойни, продолжающейся вот уже семь лет. Но есть несколько препятствий. Ни в конференции в Аннаполисе, ни в каких-либо последующих переговорах не будет участвовать "Хамас", который вопреки почти двухлетнему давлению международного сообщества отказывается признать Израиль. Тем не менее, эта группировка фактически контролирует Газу и, учитывая ее значительное, пусть временно ослабленное, присутствие на Западном берегу, остается важной силой, с которой придется считаться, если какое-либо соглашение между Аббасом и премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом будет превращено в реальный план мирного урегулирования.
Стало быть, вся проблема в палестинцах?
Едва ли. Возможно, Ольмерту кажется, что наилучшая возможность для достижения двустороннего урегулирования открывается при условии участия Аббаса, а не кого-нибудь из его наследников. Но ведь израильского премьера просто осаждают группировки, которые пытаются не допустить заключения договора, не говоря уж о его выполнении. Это и правые партии, которые грозятся выйти из коалиции, и 250 тыс. еврейских поселенцев с оккупированного Западного берега, которые не хотят никуда уходить, и, вполне возможно, его собственный министр обороны Эхуд Барак - похоже, настроенный скептически и желающий занять его премьерское кресло.
Можно ли преодолеть эти препятствия?
С огромным трудом. Сейчас многое зависит от президента Буша, который до недавнего времени не проявлял особой заинтересованности в разрешении этого конфликта, а также от того, действительно ли ему необходимо теперь, после провала в Ираке и ввиду возможной конфронтации с Ираном, о чем-то договориться со своими союзниками из арабского мира. Палестинцы, которые в последнее время то и дело фигурируют в повестке дня Госдепа, полагают, что Райс настроена серьезно и пользуется поддержкой Буша.
Следует ли ждать от Аннаполиса сюрпризов?
Не помешает внимательно приглядеться к Сирии. Американцам, которые дали согласие на участие этой страны в конференции, в дальнейшем будет сложнее относиться к ней как к звену "оси зла". Как Израиль, так и США, если учесть политику этих стран в отношении Ирана, возможно, будут заинтересованы в отдалении Дамаска от Тегерана. Некоторые аналитики из Израиля настаивают на том, что разумно было бы сначала поговорить с президентом Башаром Асадом, который способен уступить, в то время как Аббас может этого не сделать. Но до сих пор остается открытым следующий вопрос: хватит ли у Ольмерта политических сил, чтобы отдать Сирии то, что она хочет получить в обмен на прекращение поддержки "Хамаса" и "Исламского джихада", - захваченные в 1967 году Голанские высоты?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях