Tagesspiegel | 26 апреля 2005 г.
Ничего кроме слов?
Эльке Виндиш
Речь российского президента была короткой и отчасти имела прямо-таки революционное содержание. Очевидно, это был официальный ответ Кремля на падение популярности Путина и на критику его политики. В последние месяцы такая критика снова и снова высказывалась не только в России, но и на Западе.
Недовольство высказывалось прежде всего по поводу свертывания демократии, характеризующегося правовой неуверенностью инвестиционного климата и внешнеполитических ляпов в отношении бывших советских республик.
Теперь, если верить Путину, все должно стать лучше, однако сомнения остаются. Уже не раз - в большинстве случаев во время иностранных поездок - Путин привлекал внимание торжественными речами, под которыми мог бы подписаться любой демократ. Однако реальность выглядела по-другому. Хотеть ведь мало.
Некоторые пассажи послания Путина вызвали раздражение не только у коммунистов и левых националистов. Некоторым в партии "Единая Россия", а также его соратникам по Петербургу, наверное, будет трудно переварить смену курса. Это прежде всего касается требований Путина активно либерализовать экономику и обеспечить неприкосновенность частной собственности. Нужно создать для иностранного капитала "максимально привлекательные условия", сказал президент. Для этого, по его словам, нужно установить единые и недвусмысленные правила игры и ограничить произвол чиновников.
В среду должен быть вынесен приговор в отношении Михаила Ходорковского. А налоговые требования, хотя и в меньшем объеме, предъявляются и другим концернам. В том числе и совместному российско-британскому предприятию ТНК-ВР.
Хорошо звучит и заявление Путина о приверженности идее демократического общества, где все имеют равные шансы. Однако не далее как в пятницу Дума приняла новый избирательный закон, отменяющий прямые мандаты в пользу политических партий. Критики говорят об ущемлении независимых кандидатов, и прежде всего представителей демократической оппозиции. Но правда и то, что данная поправка вынуждает демократические партии отставить в сторону соперничество и объединяться, как того требует общественность. Вместе, по словам социологов, они могли бы набрать более 10 процентов.
Новым тоном заговорил Путин и о медийной политике, а также об оппозиции в бывших советских республиках. По его словам, Россия заинтересована в обмене опытом с местными реформаторскими силами, а российское телевидение - практически полностью прогосударственное - должно считаться с потребностью в объективности и плюрализме. Однако в том, что дела до сих пор обстоят не так, виноват прежде всего Кремль.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях