Die Presse | 26 апреля 2006 г.
Радиация и факты
Буркхард Бишоф
И сегодня последствия чернобыльской катастрофы двадцатилетней давности в равной степени как преуменьшаются, так и преувеличиваются
Врач Ольга Алейникова - живая импульсивная дама, переполненная идеями и планами. Но, когда речь заходит о воздействии ядерной катастрофы в Чернобыле на здоровье белорусского населения, главный врач детской онкологической больницы в Минске становится намного сдержаннее. Тогда она оперирует только фактами - их, в частности, собирают в научно-исследовательском отделении ее больницы.
Оказалось, что после катастрофы, случившейся 20 лет назад, возросла заболеваемость раком щитовидной железы, комментирует Алейникова графики на экране монитора. Кроме того, в течение последних трех лет участились случаи миелоидной лейкемии у детей - обычно этот вид рака крови встречается у взрослых. И еще: согласно официальной статистике белорусского министерства здравоохранения, за последние годы увеличилось количество аномалий у новорожденных.
Что же касается других болезней, которые сегодня в Белоруссии приписывают последствиям аварии на атомной электростанции, расположенной по соседству на Украине, то главврач не видит никакой связи. Пока не видит.
Последствия Чернобыля, затронувшие Белоруссию, давно известны: 23% ее территории подверглись радиоактивному заражению; около 2,2 млн человек - примерно пятая часть населения - в 3600 деревнях и 27 городах пострадали от аварии на АЭС.
108 населенных пунктов на юге Белоруссии, на границе с Украиной, были эвакуированы, хотя некоторые люди возвратились в свои деревни или не покидали их вовсе. Как, например, 81-летний крестьянин Иван Шаменок из деревни Тулговичи, которая находится в запретной 30-километровой зоне, окружающей Чернобыль. "Ах, - машет он рукой в ответ на все вопросы журналистов о его жизни в условиях повышенной радиации, - если бы здесь все было так плохо, я бы уже давно умер". Да, он слышал о смертях среди людей, которых вывезли из Тулговичей, но "они погибли от тоски по родине".
Если Шаменок не замечает или умаляет значение последствий Чернобыльской катастрофы, то другие их преувеличивают, говоря о "чернобыльском СПИДе" - снижении иммунитета вследствие воздействия радиации. Так, в Минске многие утверждают, что они постоянно чувствуют себя усталыми и хотят спать.
Того же мнения придерживается и Анна Горчакова. Директор детского дома в Минске, которая хочет сделать счастливыми хотя бы несколько последних лет жизни смертельно больных детей, недовольна тем, что международное внимание и помощь сконцентрировались на Гомельской области, тогда как большая часть случаев рака у детей приходится на Минск. Сейчас эта энергичная дама создает мобильную систему обслуживания смертельно больных взрослых в Минске, которую она собирается распространить на всю страну.
Количество больных в Белоруссии, убеждена Горчакова, будет расти, причем быстро. "Настоящие последствия Чернобыля нам еще предстоит ощутить", - говорит она.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях