Le Temps | 26 апреля 2007 г.
Чем Россия и Европа обязаны Борису Ельцину
Жорж Нива
Профессор русского языка и литературы Жорж Нива огорчен упрекам, которые слышатся в адрес первого президента России после его кончины, и пытается восстановить положительный баланс
Вновь раздающиеся после смерти президента Ельцина избитые лживые выражения в его адрес (царь Борис, закоренелый алкоголик, неотесанный провинциал) - как нож по сердцу, если задуматься, чем именно Россия, а следовательно, и Европа, обязаны этому человеку.
Почему именно он, а не Горбачев, осуществил решительные перемены? Потому что этот простой человек, бывший аппаратчик, на своей шкуре переживший разрыв с коммунистической структурой, был единственным членом бывшего аппарата, кто разорвал связи с ним еще до начала беспорядочного бегства. Единственным, кто понял: для того чтобы Россия стала свободной, российская и советская империя должна предоставить свободу национальным республикам.
К тому же дом СССР уже был разрушен, как сказал президент Казахстана. Беловежские соглашения, подписанные Ельциным с Кучмой и Шушкевичем, дали свободу России и Украине, России и Белоруссии, за ними последовали другие декларации независимости. Не будь этого акта политического мужества, кто знает, какая отравленная политическая атмосфера царила бы сегодня, рядом с ней споры о цене на газ показались бы пустяком.
Внутри Российской Федерации ему удалось сдержать недовольство, сказав казанским татарам: "Берите столько суверенитета, сколько сможете!". Татары взяли суверенитет и пользуются им до сих пор, оставшись в российском лоне, где пребывают с XIV века.
Моментом его славы стал подъем на танк в августе 1991 года перед московской толпой и последовавшая бархатная революция: кто бы мог поверить, что коммунистическая диктатура может рухнуть без кровопролития гражданской войны?
Освобождение цен, на которое правительство Егора Гайдара решилось с разрешения президента, разблокировало огромную страну, стоявшую на грани катастрофы и голода (я очень хорошо помню очереди за хлебом в Москве, не говоря уж об огромных очередях за бензином). Только забыв о крайней нищете, царившей в стране, можно продолжать смешивать его с грязью за то, что он продался американским ультралиберальным советникам. Только забыв, что генерал Баркашов и его люди со свастикой расположились в парламенте, можно обвинять его в организации путча 1991 года, хотя именно он направил Россию на демократический путь.
Несомненно, этот путь был (и остается) извилистым, испещренным политическими ошибками, первой из которых была война, развязанная против генерала Дудаева в Чечне. Но он нашел в себе смелость прислушаться как к солдатским матерям, так и к советам генерала Лебедя, и подписать Хасавьюртовские соглашения. К несчастью, после рейда Басаева в Буденовск он возобновил войну, которую оставил в наследство своему преемнику. Второй большой ошибкой стало частичное банкротство государства и многих банков в 1998 году, разгромившее зарождавшийся средний класс, а также многочисленные и жестокие сбои (в частности, невыплата зарплат и пенсий, которой с большим трудом положил конец президент Путин).
Но в области свобод за 10 лет правления "царя Бориса", которого только ленивый не высмеивал, не было ни одной запрещенной газеты! Ни одного убитого журналиста! Это пустяк? И никакого преследования врагов, грозившихся, как председатель Верховного Совета Хазбулатов, повесить его за ноги.
Очень популярный в России юморист Жванецкий был прав, напомнив в фильме Сванидзе, посвященном прошлогоднему 75-летию Ельцина (этот фильм российское телевидение вновь показало после его смерти), что в 1991 году люди не знали, что делать, что во всей стране хлеба оставалось не более, чем на два месяца, что после объявления о приватизации никто ничего не хотел покупать, даже за копейки, потому что ничего не работало.
Его уход из власти стал поучительным жестом для России: всемогущий человек уходил, когда никто его к этому не принуждал, без тайного голосования в Политбюро против него, без дворцового переворота, это было более чем неслыханно, ничего подобного никогда не происходило в российской истории! Его речь 31 декабря 1999 года, в которой он просил прощения у российского народа за совершенные ошибки, была исполнена благородства и завоевала сердца многих его противников. Это было сделано "по-русски", в духе русского великодушия!
Да, у него были сомнительные друзья, которые его к тому же предали, он был экономически безграмотен в беспрецедентной ситуации, выхода из которой не знал никто, но какой это был урок терпимости! Мы должны отдать дань памяти первому президенту российской республики вместо того, чтобы вновь бросаться оскорблениями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях