Статьи по дате

Corriere della Sera | 26 августа 2003 г.

Астерикс - нечто среднее между Че Геварой и де Голлем

Чезаре Медай

То, что новый альбом комиксов про Астерикса выходит сначала (в ближайшую пятницу) во Франции, а затем и в Италии, стало правилом.

Это свидание повторяется каждые два года, с тех пор как в 1959 году Удерцо и Госинни начали рассказывать истории о маленьком галле и его преданном друге Обеликсе, которые рассеивали ряды римлян при помощи кулаков и волшебного напитка. Новый альбом привлечет внимание поклонников этих героев еще и тем, что каждая из 14 историй - две из них еще не публиковались, другие известны мало, поскольку печатались в журналах, а не отдельными изданиями, - написаны автором текстов Рене Госинни непосредственно перед смертью (он умер в 1977 году) и сопровождаются комментариями Удерцо об исторической ситуации, в которой они сочинялись.

"Идеологические" корни Астерикса - весьма спорный вопрос. По мнению некоторых, в годы величия голлистов, раненая гордость французов (неудачи в Индокитае и Алжире) нуждалась в лечении. По мнению других, эти комиксы имели антиимпериалистическую (и антиамериканскую) направленность: разве Астерикс не сражался, как маленький Че Гевара, против сверхдержавы, нанося потери одному за другим главам империй, от Египта до Британии?

Но Альбер Удерцо сказал однажды, что речь идет о преувеличении, потому что их герои задумывались как "универсальные характеры, как маски комедии дель арте или великие комики кино".

Однако отметим, что среди самых известных комиксов ХХ века Астерикс был в наименьшей степени антиамериканским. Удерцо признался: "Когда мы его создавали, Госинни и я хотели противопоставить все нарастающему антиамериканизму наш персонаж, чтобы ответить на своего рода культурную колонизацию, изменившую Европу. Этот комикс назвали антиамериканским и утверждали, что римляне - карикатурное изображение американцев. Но это не так: Соединенные Штаты многое дали миру, например кино, но мы не могли воспринимать только лишь американскую культуру ".

Иными словами, Удерцо отрицал, что его герои боролись с империалистами, а с другой стороны признал, что Астерикс и Обеликс были ответом на американский культурный колониализм, на который у французов развилась передаваемая по наследству аллергия, вне зависимости от обмена ударами на внешнеполитической арене. Будет забавно почитать, что сегодня Альбер Удерцо напишет об "историческом контексте", в котором рождались антиримские истории, в которых кельтские боги защищали непобедимых галлов. За Тутатиса, за Беланоса!

Источник: Corriere della Sera


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru