Time | 26 августа 2003 г.
Ваш ход, господин Ким
Джон Ларкин, Дональд Макинтайр
В октябре 1994 года двухлетний период напряженности между США и Северной Кореей завершился подписанием соглашения, которое казалось началом новой эпохи сотрудничества в Северной Азии. США обещали предоставить обнищавшей Северной Корее энергетическую помощь. В обмен на это Пхеньян согласился прекратить производство плутония, который можно использовать для создания ядерного оружия.
Страны, живущие в зловещей ядерной тени сталинистского государства, вздохнули свободнее, когда президент Билл Клинтон поздравил своих посланников с тем, что они сумели уговорить отсталую диктатуру присоединиться к мировому сообществу. В день подписания соглашения Клинтон заверил мир в том, что оно является "первым шагом на пути к безъядерному Корейскому полуострову".
Девять лет спустя стало до боли ясно, что клинтоновская дорога к миру вела в тупик. Вместо того чтобы взаимодействовать с внешним миром и прекратить в 1994 году разработку ядерного оружия, Северная Корея сегодня стала более изолированной, вооруженной и опасной, чем когда-либо, а США снова готовятся обсуждать с Ким Чен Иром условия сделки в надежде убедить его отойти от края ядерной пропасти.
На сей раз Америка будет не одна: в переговорах, которые пройдут в Пекине 27-29 августа, будут участвовать представители Китая, Японии, России и Южной Кореи, помогающие выкручивать руки. Администрация президента Буша выражает уверенность в том, что прогресс на переговорах возможен. "Я хотел бы решить проблему дипломатическим путем и верю, что это возможно", - заявил Буш после того, как было объявлено о переговорах.
Но выражение надежд на то, что кризис можно урегулировать, предоставив Северной Корее экономическую помощь и гарантии безопасности, прикрывает усиливающееся ощущение бесполезности переговоров с Кимом. Особенно сильно хотят и дальше уговаривать Северную Корею сохранять мир Южная Корея и Китай. Но другие, в частности американские сторонники жесткой политики, убеждены в том, что помощь лишь обеспечит выживание правительства, являющегося нравственным и экономическим банкротом. Ведь оно может рухнуть от малейшего потрясения, тем самым открыв путь к долговременному удовлетворяющему всех решению.
"Уже более 10 лет мы пытаемся прекратить северокорейскую ядерную программу, используя переговоры, взятки и умиротворение, - заявил в январе сенатор-республиканец Йон Кил, представляя законопроект, в котором предлагались методы давления на режим. - В результате мы имеем ядерную Северную Корею, пытающуюся и дальше заниматься вымогательством".
Дипломат в Сеуле отметил: "В Северной Корее поняли, что на этот раз все настроены очень серьезно, игра окончена".
С учетом расходов и сложностей, сопровождающих усилия США по восстановлению Ирака, тот факт, что "изменение режима" вообще является предметом обсуждения, сам по себе является свидетельством растущего раздражения против Кима. В прошлом году "дорогой вождь" вышел из всех ядерных соглашений и договоров, что сопровождалось выпадами и угрозами в адрес США. Правительство Кима признает, что ведет секретную программу по созданию бомб из обогащенного урана. Полагают, что у Северной Кореи уже достаточно расщепляющегося материала для производства двух бомб, а после выхода из соглашения 1994 года Пхеньян утверждает, что извлек из отработанного ядерного топлива достаточно плутония для производства еще пяти или шести бомб.
Пхеньян заявляет, что бомбы нужны ему для защиты от американской военщины. Но его оборонительные вооружения дестабилизируют Азию. Они создают опасность гонки вооружений, поскольку технически развитые страны, включая Южную Корею, Японию и Тайвань, поспешно создают собственные средства ядерного сдерживания.
Пхеньян находится под сильным давлением, и взгляд на регион дает представление о том, какой трудной будет жизнь режима, если переговоры на этой неделе провалятся. Россия, союзница по холодной войне, проводит крупные военные учения у северокорейской границы с участием двух традиционных врагов Северной Кореи - Южной Кореи и Японии. В сентябре австралийские и американские военные корабли войдут в Коралловое море и проведут учения по захвату неприятельских судов в рамках инициативы 11 стран, направленной на перехват северокорейских партий ракет и наркотиков.
В начале августа Тайвань, по запросу США, захватил северокорейское судно и конфисковал 158 баррелей химического вещества, которое, по словам американцев, может быть компонентом оружия массового уничтожения. Даже Китай, единственный доброжелатель Северной Кореи, теряет терпение и советует Пхеньяну разоружиться.
Внешнему миру и впрямь может показаться, что быстрое урегулирование служит интересам Кима. "Лидеры Северной Кореи понимают, что их экономика в очень плохом состоянии, и не хотят, чтобы она умерла", - говорит западный дипломат в Сеуле. Хотя Ким не сразу получит от США все, чего он хочет - гарантии безопасности, дипломатические связи и прекращение экономических санкций, - помощь начнет поступать, если он откроет свои ядерные программы для инспекторов, как того требуют США и их союзники.
Однако в прошлом Ким, появлявшийся из своего укрепленного бункера, оказывался человеком, которого очень трудно сдвинуть с его позиций. Чтобы подписать соглашение 1994 года, потребовалось 55 раундов переговоров. Нынешние переговоры еще не начались, а Северная Корея уже повернула процесс вспять, пригрозив экспортировать ядерные бомбы.
Министр иностранных дел Южной Кореи Юн Юнг Кван говорит, что он рассчитывает на "долгий процесс урегулирования" и не испытывает "ни оптимизма, ни пессимизма по поводу результатов первого раунда переговоров". Из-за антипатии между Вашингтоном и Пхеньяном переговоры могут затянуться на годы. Но некоторые полагают, что они могут окончиться, даже не начавшись.
"Я боюсь, что американцы ведут переговоры, стремясь показать, что они обращались к дипломатическим методам, но не возражали бы против их провала", - говорит Цзян Туосен, директор аналитического отдела Фонда международных стратегических исследований в Пекине. Цзян опасается, что администрация Буша намерена в конце концов свергнуть Кима.
Так что же произойдет, если Ким и дальше будет обманывать и жульничать? "В конце его ждет судьба Саддама Хусейна", - считает западный дипломат в Сеуле. И это совсем не похоже на путь, начертанный Клинтоном девять лет назад.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях