The Japan Times | 26 августа 2005 г.
Игра в войну на Дальнем Востоке
Константин Плешаков
Китайцы входят во Владивосток, русские оккупируют Циньдао. Бронетехника идет по волнам, истребители дозаправляются в воздухе, наземные войска высаживаются на пустынных пляжах. Что это? Голливудский фильм о третьей мировой войне? Интернетовская шутка? Галлюцинации сошедшего с ума ветерана войны? Нет, это совместные военные учения Москвы и Пекина в попытке произвести впечатление на мир, прежде всего на США и Японию.
Однако мир остался невозмутим. Пусть у Китая и России миллионы солдат, а их военно-морской флот выглядит просто превосходно на патриотических плакатах и в тщательно отредактированных телевизионных сюжетах, но это - колоссы на глиняных ногах.
Всего две недели назад Россия потеряла спасательную подводную лодку. Командование российского Тихоокеанского флота не было уверено в том, что случилось. Спасательное судно запуталось в рыболовных сетях? Или это был интернет-кабель, или его собственная антенна, или водоросли, или, может быть, гигантский кальмар? В любом случае, семеро человек на борту неизбежно погибли бы, если бы к ним на помощь не ринулись американские и британские спасатели.
Теперь российский президент Владимир Путин хочет впечатлить западные вооруженные силы, которые только что спасли его от внутреннего скандала. Алло? Что не так в этой картине?
Я на месте Путина был бы более осторожен, поигрывая мышцами в попытке устрашить мир. А что, если он потеряет еще одну подводную лодку? Или авианосец? Или хотя бы свои часы? Да - как насчет его часов? Захочет ли включиться в поиски Интерпол, если Путин продолжит быть столь же заносчивым?
Только, пожалуйста, не говорите мне, что цель учений была реалистической и/или практической. В ходе совместных маневров под грандиозным названием "Мирная миссия-2005" якобы должны были отрабатываться навыки российских и китайских сил в борьбе с "терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". Это интересная концепция. Вот только где планируют высадиться Россия и Китай, чтобы бороться с этим злом?
Насколько я могу припомнить, единственный район, где пересекаются интересы двух стран, это Центральная Азия - где находятся Узбекистан, Киргизия и еще три государства, названия которых оканчиваются на "-стан" и где ширится исламский фундаментализм. Если верить картам, Центральную Азию от океана отделяет тысяча километров (не говоря уже о том, что побережье, о котором идет речь, принадлежит исключительно дружественным странам, таким как Иран и Ирак, которые, конечно же, будут счастливы устроить совместную высадку российских и китайских войск на свои пляжи).
Никто не верит в то, что Путин или вообще какой бы то ни было российский лидер будет готов помочь Китаю "освободить" Тайвань или спорную группу скал в Тихом океане. И если Южный Китай, более богатый и более свободный, чем вся остальная страна, в один прекрасный день решит отколоться, Пекин вряд ли пригласит Тихоокеанский флот России поучаствовать в рейде на Гонконг.
Маневры проводились недалеко от Северной Кореи, но крайне сомнительно, что Россия и Китай когда-либо высадятся на Корейском полуострове. Это означает, что все разговоры о борьбе против террора и сепаратизма лишены какого-либо смысла и просто камуфлируют попытку Москвы и Пекина создать видимость объединенного фронта против Запада.
"Видимость" в данном случае слово ключевое. Ибо никакого альянса, никакого реального стратегического партнерства между двумя странами нет и не будет. Россия и Китай слишком хорошо помнят неудавшуюся попытку построения союза в 1950-х. Результатом стала катастрофическая размолвка в 1960-х и 1970-х, включая жестокие столкновения на границе и неуточненное, но впечатляющее количество жертв.
Это правда, иногда страны могут преодолевать традиционную враждебность, как это удалось Франции и Германии после Второй мировой войны. Разница в том, что демократии никогда не идут войной друг на друга, в то время как авторитарные общества идут. Ни один высокопоставленный политик в Москве не доверяет Китаю полностью, и китайцы отвечают тем же.
Даже Центральная Азия, где Россия и Китай пытаются сдержать ислам, является потенциальным минным полем для этого партнерства. Да, у Москвы и Пекина один и тот же враг - мусульманские радикалы, жаждущие принести джихад в Россию и Китай и претендующие на крупные куски территорий в обеих странах. Однако давайте предположим, что Центральная Азия стабилизировалась - что возможно, если выживут диктаторские режимы в Туркменистане, Казахстане и Узбекистане. В этом случае немедленно вступит в действие другой фактор: нефть.
Западные компании начали поставлять центральноазиатскую нефть клиентам, и Россия крайне недовольна этой конкуренцией, так как ее экономика полностью зависит от экспорта собственной нефти и газа. На протяжении более чем десятилетия Кремль пытается сдержать добычу нефти в Центральной Азии - и, несомненно, продолжит эти попытки в будущем.
Что касается Китая, то он остро нуждается в нефти для своей растущей экономики и в один прекрасный день захочет перенаправить поток топлива на восток в свои собственные терминалы. На фоне истощения глобальных нефтяных ресурсов рано или поздно Россия и Китай обязательно столкнутся.
А пока два неизбежных конкурента хотят впечатлить Запад своими страшилками. Замечательно. Если российские и китайские лидеры не в состоянии найти лучшего применения для своего военного бюджета, чем такие игрушки, то пусть продолжают играть в солдатиков и светиться в новостях. Почему бы не сыграть в еще одни учения, на этот раз обучая войска бороться с "терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" в Арктике? В СМИ их ждал бы еще больший успех.
Одно плохо: американцам и британцам будет сложно доставить свое спасательное оборудование на Северный полюс, если россияне потеряют еще одну субмарину.
Константин Плешаков - бывший член Российской академии наук.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях