The New York Times | 26 августа 2008 г.
Пушки молчат, а Москва и Тбилиси открывают новый фронт в Денвере
Питер Бейкер
В понедельник, всего за несколько часов до открытия Национального съезда Демократической партии, несколько партийных лидеров пообщались с делегацией Грузии. Для этих грузин термин "поле битвы", которым в Америке обозначают ключевые для исхода выборов штаты, имеет куда более зловещее значение.
Они приехали из маленькой бывшей республики СССР, которая в августе вела короткую и катастрофическую войну с Россией. В Денвер они прибыли, чтобы умолять о поддержке членов Палаты представителей, сенаторов, делегатов съезда и любых других политиков, с которыми им удастся встретиться. Конкурирующая группа посланцев Москвы бродила среди участников съезда демократов, надеясь частично отремонтировать испорченные российско-американские связи. Правительства России и Грузии планируют послать своих представителей и на съезд республиканцев, который состоится на следующей неделе в Миннесоте.
Теперь, когда пушки умолкли, война между Россией и Грузией вошла в новую фазу - фазу борьбы за сердца и умы американцев. У грузинской стороны есть фора: администрация Буша и многие политики из обеих партий тепло привечают Грузию как маленькую молодую демократию, притесняемую Москвой. Российская сторона утверждает, что истинное положение дел искажается и вообще отношения между Вашингтоном и Москвой имеют слишком ключевое значение, чтобы позволить им испортиться.
Момент, выбранный для всех этих действий, оказался на редкость щекотливым - как раз начинается двухнедельный период, когда партии официально выдвигают своих кандидатов в президенты. Большое внимание к российско-грузинскому конфликту в последние недели уже вернуло вопрос национальной безопасности в круг первостепенных тем предвыборных программ и, возможно, склонило сенатора Барака Обаму выбрать своим кандидатом в вице-президенты сенатора от штата Делавэр, Джозефа Р. Байдена-младшего.
Байден только что съездил в Тбилиси, чтобы проявить солидарность с грузинской стороной, а Синди Маккейн, жена сенатора Джона Маккейна, предполагаемого кандидата от республиканцев, в понедельник в рамках гуманитарной миссии тоже нанесла визит в Грузию, о котором заранее не объявлялось. Человек, место которого намеревается занять Байден, вице-президент Дик Чейни, в понедельник объявил, что отправится в Грузию на будущей неделе, на следующий день после своего выступления на Национальном съезде Республиканской партии.
В Денвере разгорелась схватка в кулуарах: посланцы как Грузии, так и России стараются достучаться до влиятельных политиков. "Нам важно встретиться с ключевыми политиками вашей страны, чтобы удостовериться, что они правильно понимают, что именно происходит в нашей стране сейчас, правильно понимают то, что случилось", - сказал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, экс-министр иностранных дел Грузии, в телефонном интервью из Денвера.
В понедельник Бакрадзе и его соотечественники встречались, в том числе, с экс-госсекретарем Мадлен К. Олбрайт, бывшим постоянным представителем США в ООН Ричардом К. Холбруком и Сьюзен И. Райс, старшим советником Обамы по внешней политике. (Встреча с Говардом Дином, председателем партии, отложена).
Во всех этих беседах грузины ратовали за твердое противодействие Москве силами обеих партий.
"Вопрос стоит не о Грузии, - сказал Бакрадзе. - На кон поставлено нечто намного более рискованное. Вопрос стоит о том, что Россия насильственно меняет границы постсоветского пространства".
По другую сторону баррикад в Денвере находилась делегация во главе с Михаилом Маргеловым, председателем комитета по международным делам верхней палаты российского парламента - кстати, обе палаты только что рекомендовали Москве признать независимость двух сепаратистских областей Грузии - Южной Осетии и Абхазии.
Кроме того, Игорь Юргенс, один из ближайших советников российского президента Дмитрия Медведева, на прошлой неделе приехал в Вашингтон, чтобы по неофициальным каналам попытаться сгладить разногласия и проанализировать состояние двусторонних отношений. Юргенс, руководящий деятельностью московского исследовательского центра, председателем которого является Медведев, встретился с представителями Белого дома, Госдепартамента и ЦРУ, а также со специалистами по России, не работающими в правительственных структурах, и переговорил с советниками Обамы и Маккейна.
Юргенс приезжал не в качестве официального представителя Медведева, но сообщил, что наносит визит с одобрения высокопоставленных официальных лиц России. В интервью он сказал, что хочет найти способ сгладить бурю вокруг Грузии и четко разъяснить, что, по мнению Москвы, конфронтация спровоцирована президентом Грузии Михаилом Саакашвили. По словам Юргенса, некоторые американцы согласились с тем, что Россия имела право на ответные действия, но сочли реакцию слишком жесткой.
Юргенс отметил, что так или иначе подчеркивает ценность связей между США и Россией.
"Не чересчур ли это - приносить в жертву двухпартийные отношения такого размаха ради, по сути, одного-единственного человека? - сказал он. - Нам всем нужно немного поостыть и отступить на шаг назад".
Некий представитель администрации Буша, пожелавший сохранить анонимность, сказал, что Юргенсу твердо заявили: Россия должна срочно выполнить условия заключенного ею соглашения о полном выводе войск из Грузии; Москва утверждает, что этот вывод осуществлен, но Вашингтон, Париж и Тбилиси оспаривают ее слова.
"Их действия, - сказал источник, - рано или поздно - скорее раньше, чем позже, будут означать колоссальные перемены для того, что мы будем в силах делать и каким образом нам удастся вернуть события в нормальное русло".
Сходное предостережение Юргенс услышал во время неформального ланча, который устроил экс-сенатор Гэри Харт в вашингтонском научном институте Nixon Center.
"На нашей встрече идея прозвучала четко и ясно, - сказал Дмитрий К. Саймс, президент центра. - Я не знаю ни одного политика из "мейнстримовских" кругов, который считал бы позволительным нахождение российских войск в Грузии".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях