Le Nouvel Observateur | 26 августа 2016 г.
Россия, Сирия: почему Турция совершает крутой дипломатический поворот
Кенза Сафи-Эддин
"В ходе пресс-конференции в субботу, 20 августа, турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым проделал настоящий кульбит. Высказываясь о ситуации в Сирии, он заявил, что сирийского президента следует принимать в расчет при урегулировании конфликта, - беспрецедентный дипломатический вираж для страны, которая до сегодняшнего дня настаивала, что Башар Асад не может остаться у власти", - пишет во французском издании L'Obs журналист Кенза Сафи-Эддин.
Несколько дней спустя, 24 августа, Турция начала операцию в Сирии - одновременно против "Исламского государства" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) и против курдских ополченцев. По мнению Байрама Балчи, исследователя Института политических исследований, в первую очередь это реакция на серию терактов, которые произошли на территории Турции; самый недавний - в Газиантепе 23 августа.
"Турецкое вторжение совпало с важным изменением в региональных союзах: сближение с Москвой, охлаждение с западными администрациями", - отмечает Сафи-Эддин. "Начиная с 2011 года турки в весьма радикальной манере выступали за уход Асада, поддерживая противников режима в лице "более умеренных исламистских групп и бойцов "Исламского государства", - говорится в статье. - Целью было ускорить уход сирийского президента. Но их союзники не последовали за ними и изменили подход с 2013 года, оставив Асада в планах разрешения конфликта".
Турция пришла к реализму, указывает Сафи-Эддин. "Башар Асад не был свергнут, сирийские курды, союзники РПК (Рабочей партии Курдистана) наращивают влияние и получают вооружение от Соединенных Штатов. Турция с дипломатической точки зрения ослаблена с момента государственного переворота, и ее недавняя резкая перемена в поведении - ответ на это", - полагает журналист.
"Изменение тона, конечно, связано с потеплением отношений между Анкарой и Москвой. Пока Эрдоган и Путин, кажется, закопали топор войны, особенно с момента их встречи 9 августа, Турция попутно сближается с Ираном - значимым союзником Асада", - говорится в публикации. Эксперт Балчи полагает, что в долгосрочной перспективе данный новый союз может привести к тому, что турецкий режим пересмотрит свою поддержку повстанцам.
Но и с русскими все не так радужно, отмечает Сафи-Эддин. Российский сенатор, между прочим, язвительно заметил: "Если Турция действительно наш союзник, ей ничего не остается, кроме как открыть воздушную базу Инджирлик (турецкая база, где располагаются американские вооружения. - Прим. автора) для российских самолетов!"
"В четверг и в пятницу, 18-19 августа, сирийская авиация, верная режиму, впервые с 2011 года бомбила кварталы города Хасаке, подконтрольные силам курдов. Это наступление многие специалисты трактовали как обмен любезностями с Турцией", - сообщает Сафи-Эддин. "Так что главной целью Турции стала остановка продвижения курдов на севере Сирии, а не падение Асада".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях